Наверх
Особенности цифровой трансформации польской экономики
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Особенности цифровой трансформации польской экономики

DOI: 10.20542/afij-2022-2-23-31
УДК: 338.2(438)
© Габарта А.А., Виноградова Е.А., 2022
Поступила в редакцию 23.02.2022.
После доработки 29.03.2022.
Принята к публикации 20.07.2022.
ГАБАРТА Анджей Артурович, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России, РФ, 117454 Москва, пр. Вернадского, 76,
ведущий научный сотрудник отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы Российской академии наук, РФ,125009 Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 (a.habarta@inno.mgimo.ru), ORCID: 0000-0003-4236-3777
 
ВИНОГРАДОВА Елизавета Андреевна, магистр, преподаватель факультета управления и политики секции кафедры английского языка № 6 Одинцовского филиала МГИМО МИД России, РФ, 143007 Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3 (elisa.vinogradova@mail.ru), ORCID: 0000-0003-2813-0571

В статье анализируется уровень цифровизации польской экономики, проводится сравнительный анализ с другими странами. Авторы определяют роль и место Польши в контексте Четвертой промышленной революции, а также степень участия польских предприятий в этом процессе. Анализ процесса цифровизации польской экономики строится на основе отчетов международных консалтинговых компаний и данных статистической службы Польши. Авторы приходят к выводу, что польские компании недостаточно используют возможности, предоставляемые им Четвертой промышленной революцией. Многие из них не имеют даже предпосылок для проведения автоматизации и роботизации производства, поскольку не вышли на завершающий этап предыдущей промышленной революции. Польским предприятиям важно преуспеть не только в потреблении цифровых решений, но главное, в их создании. Уровень цифровизации польской экономики достаточно низок по сравнению с ведущими экономиками мира. Такое положение будет сложно изменить, так как лидеры в этой области постоянно продвигаются вперед. Существенной проблемой на пути цифровизации польской экономики является отсутствие доверия со стороны руководства польских корпораций к новым технологиям. Сильной стороной является наличие инженерных кадров, программистов и базовых элементов ИКТ-инфраструктуры. Но успех в построении цифровой экономики в первую очередь будет зависеть от действий правительства и решений, принимаемых местными корпорациями.

Ключевые слова

Четвертая промышленная революция означает переход мирового хозяйства на более высокий уровень развития благодаря внедрению в экономическую жизнь прорывных технологий и способов производства. Принято считать, что мировая хозяйственная система впервые столкнулась с такого рода революционными изменениями в способах производства в конце XVIII в. в результате изобретения парового двигателя и широкой механизации производства (Первая промышленная революция). Спустя столетие, в конце XIX в. с появлением электричества и конвейерного производства мир вступил в эпоху Второй промышленной революции. Третья – ИТ-революция – была обусловлена развитием в конце ХХ в. микроэлектроники, компьютеризации и автоматизации.

Происходящая в настоящее время Четвертая промышленная революция связана с широкомасштабным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых систем в экономические процессы. Это позволяет создать интерактивную сеть продуктов, машин и рабочей силы, что способствует увеличению количества звеньев в цепочке создания стоимости, а также усиливает конкуренцию. Первоначально такие изменения обозначались термином “Индустрия 4.0”. Сейчас, когда ИКТ-технологии проникают во все новые сферы хозяйственной деятельности, в обиход вошло понятие “Экономика 4.0”.

Наблюдаемая в настоящее время цифровая трансформация – это не только Интернет вещей (Internet of ThingsIoT), искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI), “большие данные” (Big Data), но также создание новых бизнес-моделей, изменения в функционировании государственного сектора, преобразования в социальной и культурной сферах, ведущие к становлению цифрового общества. Все это напрямую влияет на конкурентоспособность как отдельных экономик, так и целых регионов мира. В научной литературе вошел в обиход соответствующий термин – “цифровая конкурентоспособность”.  

Уровень цифровизации того или иного национального хозяйства определяется, с одной стороны, спросом на инновации со стороны всех экономических агентов, а с другой, предложением инновационных решений и уровнем их коммерциализации. Оба фактора связаны между собой технологическим потенциалом экономики и эффективностью институтов, влияющих на проведение научных исследований и на предпринимательство. Целью данной работы является определение уровня цифровизации польской экономики, а также степени участия польских предприятий в Четвертой промышленной революции.

В периоды предыдущих промышленных революций поляки были больше заняты экзистенциальными вопросами – решением внутри- и внешнеполитических проблем, борьбой за независимость. Сегодня ситуация для Польши более благоприятная. Страна обладает многочисленными и хорошо образованными техническими и управленческими кадрами, что позволяет польским компаниям активно участвовать в построении цифровой экономики.

Чтобы понять, какие возможности открывает четвертая промышленная революция для Польши, сначала необходимо определить, какое место она занимает в происходящей сейчас глобальной технологической гонке. Эксперты Международного экономического форума относят Польшу к группе стран, которые находятся в процессе перехода от стадии экономики, движимой эффективностью, к стадии экономики, движимой инновациями. Для успешной реализации такого перехода при одновременном сохранении высокого уровня жизни и доходов населения необходимо, чтобы местные производители могли конкурировать с иностранными корпорациями в деле внедрения инновационных решений. Достичь этого можно только при активной поддержке со стороны государства.

Краеугольный камень создания инноваций – финансирование научно-исследовательской и внедренческой деятельности. Сейчас Польша тратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) относительно немного (1.2% ВВП) по сравнению с такими инновационными лидерами мира, как Южная Корея (4.5%), Германия (3.1%) и США (2.8%). Похожая ситуация наблюдается, если проанализировать расходы на НИОКР в пересчете на одного исследователя.

В отличие от национальных хозяйств, находящихся на стадии развития экономики, движимой эффективностью, где государство стремится создавать все необходимые условия для адаптации новых технологий и инноваций, в экономиках, ориентированных на инновации, роль государства заключается прежде всего в содействии созданию и коммерциализации новых знаний.

Для Польши такое содействие крайне важно. Хотя уровень частных расходов на НИОКР в 2010-е годы вырос в 3.5 раза до 0.67% ВВП, по этому показателю страна остается далеко позади мировых лидеров 1. В условиях сохранения проблем с финансированием научных исследований со стороны частных инвесторов государство может способствовать снижению риска при осуществлении инвестиций в коммерциализацию научных исследований, в которых неохотно участвует частный капитал, путем привлечения бюджетных средств к их финансированию.

Следует отметить, что в 2012–2018 гг. в Польше произошло почти двукратное увеличение числа исследователей. Тем не менее научные ресурсы Польши по отношению к численности ее населения невелики, если сравнивать ее с ведущими странами в области инноваций – США, Германией, Южной Кореей.

Согласно данным Европейского инвестиционного банка, Польша занимает достаточно скромное – ниже среднеевропейского – место в мировом рейтинге цифровизации, особенно в таких областях, как производство, строительство, услуги и инфраструктура. При этом использование в Польше робототехники местными предприятиями соответствует среднему уровню по ЕС. В других же отраслях, таких как 3D-печать, Интернет вещей, “большие данные”, искусственный интеллект, виртуальная реальность, платформы и беспилотники, страна находится ниже среднеевропейского уровня 2.

Возможны различные подходы к оценке уровня цифровизации экономики. Аналитический центр “Институт Собеского” 3 предлагает использовать несколько индексов: индекс сетевой готовности (Network Readiness Index, NRI), индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI), индекс лучшей жизни ОЭСР (OECD Better Life Index, BLI).

Индекс сетевой готовности (NRI) измеряет способность национальной экономики использовать достижения в сфере ИКТ-технологий. Он является ключевым при анализе цифровой трансформации. В 2021 г. среди стран с высоким уровнем доходов Польша поднялась с 36-го на 33-е место. Сильными сторонами польской экономики можно считать доступность сетей 4G, доступ к интернету в школах, проработанное законодательство в области электронной коммерции. В то же время, согласно индексу NRI, Польша отстает от ведущих цифровых экономик по пропускной способности интернет-соединений, навыкам населения в области ИКТ, уровню инвестиций со стороны государства в новые технологии и их продвижению.

Согласно индексу восприятия коррупции (CPI), в последние годы ситуация в Польше ухудшилась. По сравнению с 2015 г. страна переместилась на 13 позиций вниз списка и в 2021 г. заняла 42-е место. Рост коррупции – это плохой сигнал для развития и внедрения инноваций в экономике, так как она препятствует росту конкурентоспособности и снижает потребность во внедрении новых решений. Инновации и новые технологии появляются в открытой, прозрачной и конкурентной среде. Коррупция разрушает такую среду, поскольку замещает лучшие решения худшими.

При расчете Индекса лучшей жизни ОЭСР (BLI) рассматриваются 11 областей, составляющих так называемую лучшую жизнь. Польша достигала результатов выше среднего только в двух сферах: безопасность и образование. В остальных девяти областях – здоровье, доход, работа, общество, гражданские права, социальная поддержка, удовлетворенность жизнью, качество окружающей среды и жилья, баланс между работой и личной жизнью – зафиксировано отставание от средних показателей ЕС. По сравнению с предыдущими периодами значение индекса изменилось незначительно. В 2021 г. Польша демонстрировала показатели выше среднего в только двух категориях: личная безопасность и образование. 92% граждан в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, что является одним из лучших результатов в странах ОЭСР. В таких областях как здоровье, доход и богатство, социальная связь, гражданская активность, субъективное благополучие, работа и заработок, качество окружающей среды, баланс между работой и личной жизнью и жилье по индексу BLI Польша стоит ниже среднего уровня по странам ОЭСР. Также наблюдается существенный разрыв в среднем располагаемом доходе: у польских домохозяйств он составляет 19.8 тыс. долл. против среднего по ОЭСР 33.6 долл. 2

Положительным моментом является то, что качество образования в Польше оценивается выше, чем в среднем по странам ОЭСР. В рамках теста PISA-2018, который оценивает навыки чтения, математики и анализа в области естественных наук, польские студенты набрали 511 баллов, в то время как средний показатель среди развитых стран составлял 489 4. Тот факт, что показатели Польши ниже средних в девяти рассматриваемых областях, говорит о том, что ее экономика недостаточно инновационная.

Цифровизация необходима предприятиям для повышения производительности труда и эффективности. Установлено, что компании, осуществляющие цифровую трансформацию, более склонны увеличивать расходы на развитие технологий, процессов и услуг, также выделяют больше финансовых ресурсов на оптимизацию энергопотребления и борьбу с изменением климата. Все это делает их более конкурентоспособными, расширяет возможности экспорта своих товаров и услуг за рубеж.

Основными источниками данных о процессе цифровизации в Польше являются отчеты международных консалтинговых компаний, поставщиков промышленных технологий, а также государственных учреждений. Такие отчеты достаточно сложно сравнивать друг с другом из-за разного набора используемых в них критериев, методологий и выборок респондентов при опросах.

Одним из краеугольных камней Четвертой промышленной революции является формирование и анализ огромного объема различной информации – “больших данные”. Их аналитика основывается на автоматическом сборе и обработке данных, получаемых при помощи технических устройств, либо непосредственно от людей. Она позволяет компаниям лучше управлять ресурсами, планировать производство, управлять жизненным циклом выпускаемых продуктов, углублять сотрудничество с поставщиками, лучше реагировать на потребности клиентов.

Исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) в Польше показало, что только 18% респондентов умеют анализировать “большие данные” современными продвинутыми способами. Более половины респондентов указали, что их организации испытывают существенные сложности при выполнении задач в этой области, а 9% компаний заявили об отсутствии возможностей для анализа “больших данных” .

Опрос, проведенный по заказу компании Siemens в 2017 г., выявил еще более тревожные тенденции в польской экономике. Лишь 11.6% респондентов указали, что их компании работают с “большими данными” 5. Опрос выявил, что 61% компаний не планируют в ближайшем будущем внедрять у себя инструменты анализа “больших данных”. Даже если осуществляется сбор данных, их обработка и анализ осуществляются вручную. Согласно данным за 2015 г., автоматизированный сбор информации осуществлялся только 36% польских компаний, 16% собирал и хранил их в бумажной форме, 59% компаний осуществлял ввод данных в систему вручную 1.

Другим столпом промышленной революции 4.0 является Интернет вещей, под которым понимаются различные технологии, позволяющие подключать к интернету самые различные устройства и получать к ним удаленный доступ. Список таких устройств простирается от бытовой техники (часы, телефоны) до машин и оборудования на промышленных предприятиях. Интернет вещей может применяться в любой отрасли, например в автомобильной, медицинской и горнодобывающей. Благодаря этой технологии можно прогнозировать будущие поломки и неисправности оборудования с целью своевременного предотвращения их. Интернет вещей позволяет анализировать потребление энергии и других ресурсов, обеспечивая его оптимизацию.

Исследования показывают, что большинству руководителей польских предприятий Интернет вещей в целом еще мало известен, хотя среди топ-менеджеров понимание его значения растет. В 2015–2016 гг. количество респондентов, не понимающих концепцию Интернета вещей, снизилось с 44% до 19% 6. Но при этом только 13% польских МСП заявляли об использовании Интернета вещей, тогда как 65% не планируют его имплементировать в свою деятельность в ближайшем будущем 5.

Четвертая промышленная революция также связана с автоматизацией производства и внедрением роботов. Это означает, что в будущем все больше производственных процессов будет выполняться машинами без участия человека. В Польше 49% опрошенных МСП используют автоматизацию производства при помощи отдельных машин, 27% компаний применяют автоматизацию производства с помощью взаимодействующих между собой устройств. Только 14.3% компаний провели полную автоматизацию и роботизацию всей производственной линии. При этом 62% респондентов не имеют планов полной роботизации своих производственных циклов 5. Это говорит о том, что польские компании все еще находятся на этапе Третьей промышленной революции, характеризующейся простой автоматизацией производства.

Анализируя характер функций, выполняемых на производственных линиях, и степень использования роботов для их выполнения, можно сделать вывод, что уровень роботизации польской экономики остается низким. Более чем в половине предприятий используется большое количество физического труда, а роботы для выполнения такого рода задач применяются менее чем в 5% компаний.

Точные производственные операции выполняются более чем в 60% компаний, но только 7% из них используют роботов для их проведения. О выполнении опасных работ заявляют почти 49% компаний, но только 4.4% используют роботов для этих целей. Около 11% предприятий используют роботов для выполнения повторяющихся задач 5. По мнению экспертов McKinsey, в Польше остается широкое поле для автоматизации труда 7. По их оценкам, к 2030 г. с использованием новых технологий, прежде всего искусственного интеллекта, в стране может быть автоматизированы операции, требующие около 50% производственных часов и сейчас требующих около 7.3 млн рабочих мест.

Интересно, что вышеприведенный вывод не стыкуется с данными опроса PwC относительно восприятия польскими компаниями идеи “Индустрии 4.0”. Респонденты PwC высоко оценивают уровень цифровизации своих компаний. Видимо, это означает, что в условиях стремительно развивающейся Четвертой промышленной революции у польских топ-менеджеров отсутствует комплексное представление о новейших мировых разработках в области цифровой экономики, кроме того, для них характерно искаженное восприятие ситуации в своих компаниях.

Проведение цифровой трансформации сопряжено не только с высокими финансовыми затратами, но и необходимостью широкомасштабной переподготовки кадров. Согласно данным Евростата, в 2020 г. только 18% польских предприятий предоставили возможность своим сотрудникам пройти курсы повышения квалификации в области ИКТ. Важно улучшать этот показатель для повышения качества рабочей силы и инновационного потенциала экономики.

Значимым препятствием на пути цифровизации экономики являются опасения со стороны экономических агентов за безопасность своих данных. На фоне растущего числа хакерских атак в мире предприниматели все активнее стараются защититься от кражи или порчи своей служебной, особенно конфиденциальной информации. Защита цифровых данных является крупнейшим вызовом, стоящим перед ИКТ-отраслью. В этом контексте стоит упомянуть, что в рейтинге 500 крупнейших компаний мира в области кибербезопасности нет ни одной польской.

Для успешного осуществления цифровой трансформации необходима развитая ИКТ-инфраструктура. Согласно отчету Европейского инвестиционного банка, почти 50% польских компаний сталкиваются с ее слабостью. В Польше пока наблюдается отрицательная корреляция между заявленной скоростью передачи данных в сетях, используемых домохозяйствами, и проблемами в области цифровой инфраструктуры. Возможно, с развитием и увеличением доступности сетей 5G скорость передачи данных вырастет, что будет способствовать цифровизации польских компаний.

Существенной проблемой на пути цифровизации польской экономики является отсутствие доверия со стороны руководства польских корпораций к новым технологиям. По данным национальной статистики, только 24.4% польских компаний используют в своей деятельности технологию “облачных” вычислений (cloud computing) 8. Правда, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Кроме того, в компаниях увеличивается штат сотрудников, занимающихся вопросами кибербезопасности. Это также одна из самых популярных специальностей в польских ВУЗах.

Национальное экспертное сообщество и СМИ весьма скептически оценивают текущий уровень цифровизации польской экономики. В прессе можно встретить утверждения, что государство тратит миллионы на реализацию множества проектов по продвижению цифровизации, но результат их плачевен. Эксперты считают, что в последние годы “ввиду зарывания денег в землю Польша смогла лишь незначительно улучшить свой результат в рейтингах цифровизации” 9. При более грамотном использовании государственных ресурсов и наличии у исполнителей необходимых компетенций можно было бы создать гораздо более продвинутые информационные системы. Представители ИКТ-сферы еще более критичны. Они указывают, что цифровая экономика в стране имеет очаговый характер, в результате чего “множество мелких участников вынуждено функционировать в океане цифровой некомпетентности” 9.

Государство уже потратило более 10 млрд злотых на создание цифровой среды в госорганах, по это пока не способствует достижению поставленных целей. Согласно мнению экспертов, основная проблема заключается в неэффективности законодательной базы, где одни положения зачастую противоречат другим. В связи с этим цифровизация услуг органов государственной власти пробуксовывает. Другим препятствием является неподготовленность госслужащих к работе в цифровом мире. Большинство из них сопротивляется переходу к новым способам работы, предпочитая старую проверенную систему бумажного документооборота.

Также необходимо упомянуть польский менталитет. В стране давно сложился “культ бумаги и печати на документах”, который дает чиновникам реальную власть над гражданами. Это подтверждается анализом технических заданий, которые формировали органы государственной власти к разработчикам цифровых услуг. Вопреки заявленной цели сделать проще жизнь простых обывателей, госорганы при разработке цифровых программ в первую очередь руководствуются своими собственными мотивами, думают о своем удобстве и комфорте, а только потом о гражданах, для которых они работают 9.

Другой польской особенностью является то, что госорганы постоянно не укладываются в рамки выделенных им бюджетов и запаздывают с реализацией проектов цифровизации. Хуже всего то, что созданные цифровые продукты часто остаются невостребованными обществом, скорее всего из-за незнания об их существовании.

К своим основным достижениям в области цифровизации правительство причисляет разработку и запуск электронной платформы по оказанию государственных услуг (e-PUAP), запущенной с большой помпой в середине 2008 г. Проект должен был стать визитной карточкой правительства в области цифровизации. Со временем, однако, оказалось, что платформой пользуется очень небольшое количество зарегистрированных в ней пользователей. При этом в разные периоды государство тратило на ее содержание от 4 до 20 млн злотых в год.

Обследование выявило две причины непопулярности платформы e-PUAP. Во-первых, мало кто знал об ее существовании, а среди тех, кто знал, только единицы смогли ею пользоваться из-за сложного процесса аутентификации. Вызывал сомнения также уровень защиты персональных данных. Поэтому большинство польских граждан предпочитает решать свои вопросы по старинке, лично направляясь в нужный им госорган.

Запуск e-PUAP был сопряжен с грандиозным коррупционным скандалом. В апреле 2012 г. Европейская комиссия приостановила свое финансирование ИТ-проектов в Польше в объеме 148 млн евро ввиду подозрений о наличии в них коррупционной составляющей. После того, как подозрения подтвердились, была приостановлена и реализация проекта e-PUAP, а предназначенные для него финансовые средства в размере 3.7 млрд злотых оказались заморожены. Обсуждалась идея вообще отказаться от него, но это было чревато необходимостью возврата в бюджет ЕС выделенных на его реализацию средств. Поэтому проект запустили заново, причем его вторую версию разрабатывали практически с нуля.

Платформа e-PUAP-2 была запущена в 2015 г. Она выглядела и работала лучше прежней, поскольку был решен вопрос аутентификации пользователей. На платформе появились многие полезные для пользователей функции, например возможность оформить Европейскую карту медицинского страхования, что сильно упростило жизнь Национальному фонду здравоохранения Польши. Правда, вскоре выяснилось, что в функционировании новой платформы имеются серьезные изъяны. Оказалось, что отправленные через нее гражданами заявления в госорганы там никто не читает. Во многих региональных органах власти не было зафиксировано ни одного захода в систему со стороны чиновников. Особо стоит отметить ситуацию в судебной системе. Оказалось, что ни один суд в Польше не использует в своей деятельности платформу e-PUAP. Похожая ситуация наблюдается и с другими флагманскими проектами правительства в области цифровизации деятельности госорганов.

* * *

Очевидно, что в долгосрочной перспективе развитие Польши будет зависеть от инкорпорации в национальное хозяйство достижений цифровой экономики (знаний и инноваций), а не от текущих конкурентных преимуществ, прежде всего относительно дешевой по европейским меркам рабочей силы. Стране важно максимально стимулировать инновационную активность национальных предприятий и повышать их осведомленность о возможностях создания конкурентных преимуществ на основе знаний.

Проведенный анализ свидетельствуют о том, что местные компании недостаточно используют возможности, предоставляемые им Четвертой промышленной революцией. Более того, многие из них не имеют даже предпосылок для проведения автоматизации и роботизации производства, поскольку не вышли на завершающий этап предыдущей промышленной революции. Польским предприятиям важно преуспеть не только в потреблении цифровых решений, но и, главное, в их создании. Иначе экономика страны может лишиться имеющихся сейчас конкурентных преимуществ и попасть в “ловушку среднего дохода”.

Подводя итог, можно констатировать, что уровень цифровизации польской экономики находится на достаточно низком уровне по сравнению с ведущими экономиками мира. Такое положение будет достаточно сложно изменить, так как лидеры в этой области не стоят на месте, а продвигаются вперед. Сильной стороной польской экономики является наличие отечественных инженеров, программистов и базовых элементов ИКТ-инфраструктуры. Растущее с каждым годом количество студентов на направлениях, связанных с информационными технологиями, вселяет оптимизм. Но в целом успех в построении цифровой экономики в первую очередь будет зависеть от действий правительства и решений, принимаемых местными корпорациями.

Список литературы   /   References

  1. Kuźnar A. Cyfryzacja polskiej gospodarki i wykorzystanie innowacji informatycznych oraz big data przez polskie przedsiębiorstwa. Polska Raport o konkurencyjności 2019. Konkurencyjność międzynarodowa w kontekście rozwoju przemysłu 4.0. Kowalski A., Weresa M., red. Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2019. 326 p. [Kuźnar A. Digitalization of the Polish Economy and the Use of IT Innovations and Big Data by Polish Enterprises. Poland Competitiveness Report 2019. International Competitiveness in the Context of Development of Industry 4.0. Kowalski A., Weresa M., eds. Warszawa, Oficyna Wydawnicza SGH, 2019. 326 p. (In Pol.)]
  2. Michałowski B. Cyfryzacja Polskiej Gospodarki. Przeszkody i Kierunki Dalszego Rozwoju. Instytut Sobieskiego. 11.08.2021. [Michałowski B. Digitalization of the Polish Economy. Obstacles and Directions for Further Growth. Sobieski Institute. 11.08.2021. (In Pol.)] Available at: https://sobieski.org.pl/cyfryzacja-polskiej-gospodarki-przeszkody-i-kierunki-dalszego-rozwoju/#:~:text=Raport%20Europejskiego%20Banku%20Inwestycyjnego%20(EBI,znacz%C4%85co%20mniej%20narz%C4%99dzi%20cyfrowych%20w (accessed 02.02.2022).
  3. Michałowski B. Polska (prawdziwie) cyfrowa. 12 rekomendacji na lata 2019–2023. Instytut Sobieskiego. 2019. 62 p. [Michałowski B. Poland (Truly) Digital. 12 Recommendations for 2019–2023. Sobieski Institute. 2019. 62 p. (In Pol.)]
  4. Sitek M., red. Program Międzynarodowej Oceny Umiejętności Uczniów. Wyniki badania PISA 2018 w Polsce. Warszawa, Instytut Badań Edukacyjnych, 2019. 10 p. [Sitek M., ed. Program for International Student Assessment. Results of the PISA Survey 2018 in Poland. Warsaw, Institute for Educational Research, 2019. 10 p. (In Pol.)]
  5. Smart Industry Polska 2017. Adaptacja innowacji w działalności mikro oraz małych i średnich przedsiębiorstw produkcyjnych w Polsce. Raport z badań. Warszawa, Ministerstwo Rozwoju, Siemens, 2017. 82 p. [Smart Industry Poland 2017. Adaptation of Innovation in the Activities of Micro-, Small- and Medium-Sized Manufacturing Enterprises in Poland. Research Report. Warsaw, Ministry of Development of the Republic of Poland, Siemens, 2017. 82 p. (In Pol.)] Available at: https://publikacje.siemens-info.com/webreader/00131-000758-raport-%20smart-industry-polska-2017/index.html (accessed 01.02.2022).
  6. Przemysł 4.0. Rewolucja już tu jest. Co o niej wiesz? Astor Whitepaper. 2016. [Industry 4.0. The Revolution is Here. What do You Know about it? Astor Whitepaper. 2016. (In Pol.)] Available at: https://www.astor.com.pl/images/Industry_4-0_Przemysl_4-0/ASTOR_przemysl4_whitepaper.pdf (accessed 01.02.2022).
  7. Ramię w ramię z robotem. Jak wykorzystać potencjał automatyzacji w Polsce. McKinsey. 2018. 39 p. [Shoulder to Shoulder with Robots. Using the Potential for Automation in Poland. McKinsey. 2018. 39 p. (In Pol.)] Available at: https://www.mckinsey.com/pl/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Polska/Raporty/Ramie%20w%20ramie%20z%20robotem/Rami-w-rami-z-robotem_Raport-McKinsey.pdf (accessed 01.02.2022).
  8. Społeczeństwo informacyjne w Polsce w 2020 roku. Analizy statystyczne. Główny Urząd Statystyczny. Warszawa, Szczecin, 2020. 192 p. [Information Society in Poland in 2020. Statistical Analyses. Statistics Poland. Warsaw, Szczecin, 2020. 192 p. (In Pol.)] Available at: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/nauka-i-technika-spoleczenstwo-informacyjne/spoleczenstwo-informacyjne/spoleczenstwo-informacyjne-w-polsce-w-2020-roku,1,14.html (accessed 06.02.2022).
  9. Ćwieluch J. Cyfryzacja po polsku. Polityka, 27.11.2018. [Cwieluch J. Digitization in the Polish Way. Polityka, 27.11.2018. (In Pol.)] Available at: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/spoleczenstwo/1772618,1,cyfryzacja-po-polsku.read (accessed 01.02.2022).

Правильная ссылка на статью:

Габарта А. А., Виноградова Е. А. Особенности цифровой трансформации польской экономики. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2022, № 2, сс. 23-31. https://doi.org/10.20542/afij-2022-2-23-31

© ИМЭМО РАН 2024