Наверх
Российский подход к концепции “мягкой силы”
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Российский подход к концепции “мягкой силы”

DOI: 10.20542/afij-2022-2-63-75
УДК: 327.8(470)
© КОСЯКИНА А.С., 2022
Поступила в редакцию 14.09.2021.
После доработки 01.12.2021.
Принята к публикации 20.07.2022.
КОСЯКИНА Анна Сергеевна, ведущий специалист-эксперт отдела информационного обеспечения Управления информационной политики.
Россотрудничество, Россия, Москва 125009, ул. Воздвиженка, 18/9 (a.kosyakina@rs.gov.ru), ORCID: 0000-0001-8732-9973

Данное исследование посвящено комплексному изучению политики “мягкой силы” Российской Федерации и ее эволюции. Автор дает краткий обзор научной литературы по указанной проблематике, обосновывает собственную точку зрения на феномен и практики “мягкой силы”, разводя смежные понятия “мягкая сила” и “публичная дипломатия”. Объясняются причины особого интереса центральных властей Российской Федерации к концепции в последние полтора-два десятилетия, что нашло свое выражение в доктринальных документах по вопросам внешней политики. Выделяются характерные особенности именно российского понимания стратегии и политики “мягкой силы” государства. В статье с использованием институционального подхода и организационной теории автор анализирует деятельность основных институтов “мягкой силы”, созданных и функционирующих в России, такие как Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству), Фонд “Русский мир”, Фонд Горчакова (Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова). Среди прочего автор приходит к выводу о том, что отсутствие четкого формального распределения обязанностей между ведомствами ведет к межведомственной несогласованности и даже конкуренции и существенным образом снижает несомненный положительный эффект их работы. В статье также приводится анализ инструментов и ресурсов политики “мягкой силы” страны с точки зрения потенциала их результативности и влияния на формирование позитивного международного имиджа страны. Помимо характеристики традиционных инструментов, включающих в себя язык как средство межнационального общения, образование, культурно-историческое наследие, автор концентрирует свое внимание на таких новых инструментах “мягкой силы”, усилившихся или появившихся в связи с пандемией COVID-19, как гуманитарная помощь и “дипломатия вакцины”. Автор анализирует влияние, которое на “мягкую силу” России оказывают события, развернувшиеся на территории Украины, и приходит к выводу, что стране будет крайне сложно в ближайшие годы выстраивать привлекательный образ за рубежом.

Ключевые слова

В настоящее время российская политика “мягкой силы” привлекает все большее внимание экспертов и ученых. Издан ряд трудов как на русском, так и на английском языках, посвященных данной и смежной проблематике, в частности, феномену и практикам так называемой публичной дипломатии.

Одной из таких работ является книга на английском языке доктора политических наук, профессора МГИМО МИД России М.М. Лебедевой ‘Russian Public Diplomacy: From USSR to the Russian Federation’, в которой рассматриваются эволюция подхода к публичной дипломатии России, начиная со времен СССР. Кроме того, в данном труде автор исследует  изменения потребностей в публичной дипломатии и их отражение в официальных документах Российской Федерации, а также анализирует создание новых институтов, призванных вносить вклад в развитие “мягкой силы” страны 1.

Другой крупной работой, посвященной “мягкой силе” России, является монография доктора исторических наук, профессора Дипломатической академии МИД РФ М.А. Неймарка «Геополитика “мягкой силы”: опыт России». Исследование посвящено особенностям, возможностям, а также перспективам “мягкой силы” России, которые рассматриваются преимущественно в контексте пандемии COVID-19, ставшей новым фактором трансформационных процессов в мире 2.

Наиболее комплексный анализ российской публичной дипломатии представлен в коллективной монографии под редакцией сотрудника Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, члена Экспертного совета Россотрудничества А.А. Великой и доцента Института исследований России и Евразии Уппсальского Университета, преподавателя кафедры коммуникационных наук университета Т.Г. Саймонса ‘Russia's Public Diplomacy: Evolution and Practice’. В данном исследовании подробно рассматриваются различные аспекты и направления российской публичной дипломатии, анализируются интересы страны, тематические направления, методы публичной дипломатии для защиты и продвижения национальных интересов и ценностей в динамично меняющимся мире. Кроме того, существенное внимание уделяется оценке сильных и слабых сторон российской публичной дипломатии 3.

Отдельным аспектам “мягкой силы” РФ, в свою очередь, посвящены статьи ряда российских ученых. Среди них можно отметить М.И. Ведерникову, которая занимается вопросами “мягкой силы” и имиджа России в Европейском союзе 4 5 6. В ее работах рассматривается как возможности “мягкой силы” России и ее главные составляющие, так и международные условия, влияющие на имидж нашей страны в государствах Европейского союза. Вопросу образования как инструменту “мягкой силы” РФ посвящены труды А.В. Торкунова 7, а также М.М. Лебедевой «Высшее образование как потенциал “мягкой силы” России» 8, в которых образование рассматривается в качестве в качестве важного инструмента российской “мягкой силы”.

Задача данного исследования – рассмотреть эволюцию российской политики “мягкой силы” и проанализировать работу ее ключевых институтов.

ИНТЕРЕС РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ К КОНЦЕПЦИИ “МЯГКОЙ СИЛЫ”

XXI в. характеризуется повышенным вниманием к привлекательности и позитивному имиджу страны как инструменту влияния на международной арене. Сегодня, в информационную эру, побеждает уже не тот, у кого сильнее армия, а тот, чья история убедительнее, чья история способна привлекать людей. В связи с этим все большую популярность обретает концепция “мягкой силы”, автор которой – американский политолог Джозеф Най, описал ее как “способность получать желаемые результаты за счет привлекательности, а не принуждения или финансовых ресурсов” 9.

После распада Советского Союза Россия оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе. В этих условиях вопросы “мягкой силы” были фактически исключены из повестки дня руководства страны. Несмотря на то, что в этот период в России продолжали функционировать созданные еще во времена СССР институты “мягкой силы”, работали они скорее по инерции, не получали должного финансирования и едва ли приносили какой-либо результат 10.

Всерьез о “мягкой силе” заговорили лишь в 2008 г. Одной из причин послужило намерение российских властей активизировать свою политику на постсоветском пространстве. Во многом началу дебатов о “мягкой силе” в России способствовала серия “цветных революций” в Грузии в 2003 г., Украине в 2004 г. и Киргизии в 2005 г. Высшее политическое руководство страны полагало, что возросшая привлекательность России в глазах политических элит и обществ республик бывшего Советского Союза содействует экономической, политической и социокультурной интеграции на постсоветском пространстве.

Более того, в указанный период возникла необходимость улучшить имидж России не только в странах СНГ, но и во всем мире. Дело в том, что после вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г., а также массовых протестов против предполагаемых фальсификаций на парламентских и президентских выборах 2011–2012 гг. в РФ, этот имидж существенно пострадал. В результате власти развернули массированную информационную кампанию, направленную на искоренение образа России как “агрессивной” и “недемократической” и стремились сделать страну более привлекательной для международных партнеров 11. Особенно важно это было для отношений с Европейским союзом, который, с одной стороны, рассматривался в то время Россией в качестве одного из ключевых партнеров, а с другой, критиковал страну за нарушение прав человека, неэффективную борьбу с коррупцией, а также отсутствие прогресса в правовых и административных реформах 12.  

Сам термин “мягкая сила” официально появляется в российском политическом лексиконе начиная с 2012 г., когда в своей программной статье “Россия и меняющийся мир” тогдашний кандидат в президенты В.В. Путин заявил о необходимости использования инструментов “мягкой силы”. По мнению В.В. Путина, данный шаг сделал бы Россию привлекательным и надежным международным партнером, открытым для сотрудничества с зарубежными странами.

Выступая на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации 9 июля 2012 г., В.В. Путин признал тот факт, что Россия отстает от других крупных международных игроков, которые уже разработали и начали реализовывать свои стратегии “мягкой силы”. “…Традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой мягкой силы, безусловно, есть над чем подумать”. Такого же мнения придерживался К.И. Косачев, занимавший в тот период должность директора Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества). Он неоднократно заявлял о том, что Россия сохранила свой жесткий силовой паритет с другими ключевыми международными игроками, но отстает от них в плане “мягкой силы”.

После своего переизбрания на пост президента в 2012 г. В.В. Путин призвал подумать об использовании нетрадиционных внешнеполитических инструментов, включая инструменты “мягкой силы”. Помимо этого, потребность России в использовании ее потенциала была отражена в новой Концепции внешней политики РФ от февраля 2013 г. Именно тогда термин “мягкой силы” впервые обрел свое юридическое оформление и окончательно вошел в практику российской внешней политики.

На наш взгляд, под “мягкой силой” следует понимать способность влиять на других на основе привлекательности, а не принуждения. При этом достичь желаемого результата можно лишь обладая одновременно тремя составляющими “мягкой силы”, предложенными Дж. Наем. Речь идет о привлекательной культуре, универсальных политических ценностях, внешней политике, которая другими государствами и обществами воспринимается как легитимная и обладает моральным авторитетом. Игнорирование хотя бы одного из аспектов не позволит стране достичь желаемым результатов от использования “мягкой силы”.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА

Процесс институционализации “мягкой силы” в России начался задолго до того, как сам термин вошел в официальный политический лексикон государства. Первым шагом стало создание в 2007 г. Указом Президента РФ Д.А. Медведева Фонда “Русский мир”, общественной организации, учредителями которой выступили Министерство иностранных дел и Министерство образования и науки. Основными его задачами стали популяризация русского языка и культуры, поддержка экспорта российских образовательных услуг, содействие распространению объективной информации о современной России и формирование благоприятного по отношению к стране общественного мнения. В настоящее время в рамках фонда регулярно организуются различные конференции, конкурсы и олимпиады, а также предоставляются гранты на реализацию проектов, целью которых является распространение русского языка и расширение культурно-гуманитарного сотрудничества c Российской Федерацией.

Чуть более чем через год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315 было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Деятельность агентства и его загранучреждений направлена на реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России. Агентство имеет представительства в 80 странах мира. На их базе регулярно проходятся различные мероприятия, нацеленные на популяризацию российской культуры. Речь идет о концертах российских фольклорных, музыкальных и танцевальных коллективов; выставках современных художников; тематических фотовыставках архивных материалов российских музеев; показах последних новинок отечественной кинематографии; спектаклях российских театров для взрослой и детской аудитории и т.д. Россотрудничество в отличие Фонда “Русский мир” имеет правительственный статус и подчиняется Министерству иностранных дел.

Помимо вышеназванных институтов существует ряд (преимущественно государственных) общественных организаций, которые также вносят свой вклад в формирование позитивного образа России. Ярким примером является Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова (Фонд Горчакова), основная миссия которого заключается в развитии сферы публичной дипломатии, содействии продвижению интеллектуального, культурного, научного и делового потенциала России за рубежом, формировании благоприятного для России общественного, политического и делового климата.

В контексте российской “мягкой силы” необходимо также упомянуть Международный совет российских соотечественников, созданный в 2002 г. при содействии Правительства Москвы. Совет нацелен на консолидацию российской диаспоры и содействие формированию единого российского культурного, информационного и образовательного пространства в интересах укрепления общности российской диаспоры, усиления ее международных позиций.

В деятельность по формированию положительного имиджа России вовлечена в том числе Общественная палата Российской Федерации. Путем наращивания активности во взаимодействии с соотечественниками, проживающими за рубежом, она стремится оказывать содействие развитию международного сотрудничества, распространению русского языка и формированию пророссийского культурно-политического лобби в различных государствах и регионах мира.

Наконец, укреплению благоприятного образа страны на международной арене содействует международная неправительственная организация “Породненные города”, которая нацелена на содействие двусторонним и многосторонним связям местных и региональных властей с партнерами в других странах, а также ряд ведущих российских университетов (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный государственный университет “Высшая школа экономики“, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и т.д.).  

Институциональная сесть “мягкой силы” России достаточно развита. Однако создается впечатление, что инициативы институтов, вовлеченных в создание позитивного образа страны, носят недостаточно согласованный характер. В частности, отсутствует четкое распределение функций того или иного ведомства. Примером данной особенности является алгоритм поступления граждан иностранных государств на учебу по квотам в Россию. Для участия в конкурсе абитуриентам предлагается сначала отправить свои заявки в Россотрудничество и пройти там собеседование. Затем документы отправляются в Министерство науки и высшего образования. После результаты снова отправляются в Россотрудничество. Такая схема выглядит крайне запутанной и сильно усложняет работу по данному направлению.

Похожая ситуация касается и вопроса содействия международному развитию. В России гуманитарную помощь зарубежным странам оказывает ряд государственных ведомств и организаций. Речь идет об Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве обороны, Министерстве здравоохранения, Россотрудничестве и т.д. Кроме того, в России существует как минимум три организации, работающих с соотечественниками за рубежом. К ним относятся: Россотрудничество, Международный совет российских соотечественников, а также Общественная палата Российской Федерации. В данном случае вряд ли необходимо передавать функции по данному направлению лишь одной организации, однако налаживание координации между ведомствами приведет к более ощутимым результатам.

РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ “МЯГКОЙ СИЛЫ”

25 июня 2020 г. Указом Президента России В.В. Путина новым руководителем Россотрудничества был назначен известный журналист, государственный, политический и общественный деятель Е.А. Примаков. Назначение нового главы агентства стало началом перемен не только в работе Россотрудничества, но и пересмотру стратегии “мягкой силы” России в целом.

Е.А. Примаков давно критично высказывался по поводу российской “мягкой силы” и неоднократно заявлял о том, что в нынешнем своем виде она не производит впечатления эффективной.

В первую очередь, по его мнению, следует кардинально пересмотреть подход к проводимым в рамках Россотрудничества мероприятиям. Они должны быть нацелены на достижение конкретного результата, а не носить формальный характер. “Грубо говоря, цель – не проведение мероприятия, а достигнутый результат”. Важно научиться завоевывать сердца и умы людей.

Критические замечания Е.А. Примаков высказывал и относительно эффективности расходования финансовых средств. Россия всегда тратила большие денежные средства на международные проекты в сфере публичной дипломатии, но эффективность расходования этих бюджетных средств вызывает вопросы. В частности, Е.А. Примаков говорил о необходимости более выборочно и продуманно подходить к формату проводимых мероприятий, отойти от универсальных “пакетных” решений и сосредоточить внимание на потребностях каждого региона или страны 13.  “На мой взгляд, в каком-нибудь условном Кабуле гораздо полезнее сделать программу по очистке питьевой воды, чем поставить памятник Александру Сергеевичу Пушкину”, – пояснил он 14.  

Еще одной слабой стороной Россотрудничества, а конкретно его зарубежных представительств, является чрезмерный акцент на соотечественниках, проживающих за границей. Е.А. Примаков заявил о необходимости расширить аудиторию и уделять больше внимания работе с местным населением.  Важно сделать все необходимое, чтобы иностранцы имели возможность ближе познакомиться с богатой культурой России и ее традициями. Эффективность работы зарубежных центров, по словам Е.А. Примакова, также должна измеряться совершенно иначе. Основным критерием следует сделать количество и качество привлеченных к работе неправительственных организаций.

В январе 2020 г. Е.А. Примаков в очередной раз заявил, что России необходимо реорганизовать и активизировать свою гуманитарную политику. В первую очередь, по его мнению, следует пересмотреть само понятие “гуманитарное” и приблизить его к тому, что под ним понимается в остальном мире. Иными словами, прекратить сводить термин “гуманитарный” исключительно к сфере знания о культуре, духовности, искусстве и образовании. В английском языке перечисленные понятия относятся к термину humanities. В свою очередь humanitarian, то есть “гуманитарное”, означает права человека, включая и его доступ к достояниям культуры. От этого должна и отталкиваться Россия. Таким образом, инструментарий гуманитарной политики требует значительного расширения 15.

По-иному должна строиться и работа пресс-службы. Сайт Россотрудничества должен быть интересным, а основной упор следует делать именно на иностранную аудиторию. Более того, необходимо улучшить качество контента в социальных сетях.  

Наконец, Е.А. Примаков также заявил о необходимости придумать второе (неофициальное) название агентства. Данная инициатива связана с тем, что 17-буквенную аббревиатуру “Россотрудничество” большинству иностранцев непосильно произнести. В результате по итогам проведенного на сайте Россотрудничества конкурса, новым неофициальным названием агентства стало “Русский дом”.

Инициативы Е.А. Примакова представляются логичными и рациональными. Особенно это касается тезиса о чрезмерном упоре на работу с соотечественниками за рубежом. Безусловно, многомиллионная русскоязычная диаспора служит важной составляющей “мягкой силы”, однако без должного внимания местному населению вряд ли удаться создать позитивный международный образ страны и познакомить иностранную аудиторию с культурой и традициями России. В этой связи нам представляется разумной разработка программ, подобных “Новому поколению” (программа предоставляет возможность молодым людям со всего мира приехать в Россию и познакомиться с представителями их профессий). В интернете можно встретить критику касательно того, что со сменой руководства в работе организации фактически ничего не изменилось. Думается, что еще рано об этом говорить. Реорганизация работы любого ведомства – долгий и трудоемкий процесс, тем более в крайне сложных условиях пандемии и непростой геополитической ситуации, в которой оказалась Россия.

Еще одним нововведением российской политики “мягкой силы” является планируемое создание специального департамента по вопросам “мягкой силе” в составе Министерства иностранных дел России. Об этом МИД сообщил в сентябре 2021 г. Учреждение такого органа обусловлено тем, что в настоящее время в структуре МИД РФ отсутствует подразделение, которое централизованно выполняло бы функции в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Отмечалось, что новый департамент не будет дублировать функции Россотрудничества и других профильных органов. Его работа будет заключаться в разработке общей политики “мягкой силы” России, определении ее приоритетов, контроле над реализацией государственных программ в этой области, а также в оказании консультативной поддержки и практической помощи как профильным государственным учреждениям, так и неправительственным структурам.

Данная инициатива выглядит вполне разумной. Существенным недостатком российской политики “мягкой силы” является фактическое отсутствие системной работы по данному направлению. Можно говорить лишь об отдельных институтах, которые формируют так называемый организационный каркас “мягкой силы” страны. Создание соответствующего департамента в структуре МИД позволит разработать стратегию “мягкой силы”, конкретные практические рекомендации, а также детализировать функции ведомств, задействованных в создании позитивного имиджа России, и добиться четкой межведомственной координации.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ “МЯГКОЙ СИЛЫ” РОССИИ

Для достижения своих внешнеполитических целей и повышения привлекательности страны на международной арене Россия использует различные инструменты “мягкой силы”. Особенно большое внимание уделяется образованию, которое в настоящее время по праву можно назвать одним из наиболее эффективных инструментов “мягкой силы”.

Речь в первую очередь идет о высоком качестве образования, которое способствует созданию более позитивного имиджа в глазах международной аудитории. В 2018 г. британская компания QS, специализирующаяся на анализе высших учебных заведений по всему миру, составила рейтинг топ 50 стран по системе высшего образования. Россия заняла в международном рейтинговом исследовании 15 место, что свидетельствует о достаточно высоком уровне российского образования.  Акцент в рейтинге делался не на конкретных университетах, а на качестве образования в стране по нескольким критериям, включая его эффективность и доступность.

Важной составляющей “мягкой силы” страны является также предоставление образовательных возможностей иностранным студентам.  Последние наряду с изучением языка будут постепенно знакомиться с достижениями науки и культуры принимающей страны, а вернувшись на родину, станут эффективными передатчиками культуры той страны, в которой они обучались 16. Международная студенческая мобильность продолжает расти очень быстрыми темпами, и несмотря на то, что лидерами по приему иностранных студентов являются США, Великобритания и Франция, России также имеет большие перспективы в этом направлении 17. В 2020 г. правительство России по предложению Министерства науки и высшего образования увеличило квоты на обучение иностранных граждан в российских вузах за счет бюджета до 18 тыс. человек в 2021 г., до 23 тыс. – в 2022 г. и до 30 тыс. – в 2023 г. Реализация данного постановления потребует выделения дополнительных средств из бюджета в объеме 171 млн руб.

Стоит отметить, что российские университеты в последние годы заметно улучшают свои позиции в международных рейтингах высшего образования. По данным QS, с 2014 г. МГУ им. М.В. Ломоносова улучшил свои позиции на 46 пунктов, заняв в 2021 г. 74 место среди лучших университетов мира. Такие результаты были достигнуты в первую очередь за счет репутации в мировом академическом сообществе, а также благодаря активной работе по привлечению иностранных студентов. По данным другого авторитетного рейтинга Times Higher Education, Московский университет в 2021 г. занял 174 место среди более чем 1000 университетов мира. В топ 300 представлены также Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики.

Кроме того, Россия активно поддерживает инициативы по работе с ассоциацией выпускников. Страна стремится поддерживать связь с выпускниками российских вузов после их возвращения домой. Основная инициатива принадлежит некоммерческой организации Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений, которая объединяет иностранных выпускников, проходивших обучение в высших учебных заведениях Российской Федерации. Основными ее задачами являются объединение и координация действий ассоциаций иностранных выпускников, развитие контактов с выпускниками российских вузов, укрепление культурных связей, а также позиций русского языка за рубежом и повышение конкурентоспособности российских вузов как международных научно-образовательных центров. Сегодня ассоциации выпускников работают в 68 странах мира. В 2018 г. Россотрудничество в лице тогдашнего руководителя агентства Э.В. Митрофановой подписало соглашение о сотрудничестве со Всемирной ассоциацией выпускников высших учебных заведений, направленное на совместную организацию и проведение мероприятий с целью развития гуманитарного, делового и научно-технического сотрудничества России с другими странами.

Язык, который рассматривается как традиционный компонент государственности и символ идентичности и группового сознания, также активно используется Россией в качестве важнейшего ресурса “мягкой силы”. Русский язык – один из наиболее распространенных языков мира. На нем говорит около 258 млн человек в мире, что ставит его на 8 место среди самых популярных языков мира. Кроме того, русский язык является лингва франка для пространства бывшего Советского Союза. Именно на нем между собой чаще всего говорят граждане постсоветских республик. 

Наиболее активную работу по популяризации русского языка проводит Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Институт имеет многолетний опыт обучения русскому языку, занимается подготовкой педагогических кадров, разработкой методик обучения русскому как иностранному. В стенах учебного заведения проходят обучение как российские, так и иностранные граждане, а каждый четвертый студент-бакалавр и каждый третий магистр – иностранцы. С 1972 г. институт проводит международные олимпиады школьников по русскому языку, а начиная с 2002 г. организует международные олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения государств постсоветского пространства.

Институт им. А.С. Пушкина активно сотрудничает с такими отечественными структурами, как Россотрудничество и фонд “Русский мир”, а также поддерживает тесные связи с рядом международных организаций. В частности, с ЮНЕСКО, Европейской ассоциацией экзаменационных советов по иностранным языкам (ALTE) и Советом Европы.

В 2013 г. Советом по русскому языку при Правительстве России, а также Министерством образования и науки Российской Федерации была инициирована Программа продвижения русского языка и образования на русском языке. В рамках данной инициативы был создан портал дистанционного обучения “Образование на русском”, который позволяет пользователям из любой точки мира получить доступ к сервисам изучения русского языка как иностранного и повышения квалификации педагогов-русистов. Институт им. А.С. Пушкина является координационным центром программы.

Вместе с тем с каждым годом все больше расширяется география проекта “Русский уголок”, инициированного Общественной палатой Российской Федерации совместно с Международным общественным фондом “Российский фонд мира” и направленного на сохранение и распространение русского языка за рубежом. В рамках проекта русским школам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, предоставляется доступ к мультимедийным интерактивным развивающим играм и обучающим пособиям с помощью которых можно изучать русский язык и литературу, а также другие школьные предметы на русском языке.

Важной составляющей “мягкой силы” России является и ее культурно-историческое наследие. Литературные произведения таких авторов, как Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. А.П. Чехов и других, переведены практически на все языки мира, а музыка таких выдающихся русских композиторов, как П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, по сей день мало кого оставляет равнодушным. Одной из визитных карточек страны также русский балет. Каждый хоть раз слышал о балетных труппах Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге, а “Лебединое озеро” и “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Ромео и Джульетта” С.С. Прокофьева входят в топ пять лучших балетов мира 18.

Говоря об инструментах политики “мягкой силы” России, нельзя не упомянуть спортивную дипломатию. С ее помощью Россия также стремится повысить свой внешнеполитический имидж, создать благоприятный образ страны в мире, а также познакомить зарубежную аудиторию с российской культурой и традициями. В последние несколько лет страна стала хозяйкой таких международных спортивных мероприятий, как Универсиады в Казани в 2013 г., зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, чемпионата мира по хоккею 2016 г. и чемпионата мира по футболу 2018 г. 19

Стоит отметить, что один из ведущих аналитических центров Европы – испанский Королевский институт Элькано (Real Instituto Elcano) достаточно высоко оценивал потенциал российской “мягкой силы”. В 2020 г. страна заняла 7-е место по эффективности “мягкой силы” среди 140 стран мира.

Кроме того, в 2016 г. Россия была включена в авторитетный рейтинг, составляемый командой экспертов PR-агентства Portland во главе с Дж. Макклори, Soft Power 30 (существует с 2015 г.) и заняла там 27 место из 30. Данный факт был воспринят в России как успех. Однако динамика для России неутешительна. По результатам последнего исследования (2019 г.), Россия опустилась на 30-е место, показав худший с 2016 г. результат в рейтинге Soft Power 30. Portland объясняет ухудшение позиций страны сохраняющимся негативным восприятием России в мире.

На наш взгляд, культура, спорт, язык, образование являются неотъемлемыми атрибутами политики “мягкой силы” России. Во многом именно благодаря им страна занимает высокие места в международных рейтингах. Однако характерная для России чрезмерная зацикленность на культуре и недостаточное внимание к двум другим составляющем “мягкой силы” (политическим ценностям и внешней политике) ведет к ухудшению позиций России в контексте мягкосилового воздействия и препятствует созданию максимально позитивного имиджа страны.

“МЯГКАЯ СИЛА” И ПАНДЕМИЯ COVID-19

Пандемия COVID-19, с которой в конце позапрошлого года столкнулся мир, не только кардинально изменила жизнь людей, но и внесла свои коррективы в политику “мягкой силы” государств. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции резко сократилась студенческая академическая мобильность, были отменены международные спортивные мероприятия, конференции и т.д. Перед государствами встала необходимость переориентировать свое внимание на другие инструменты “мягкой силы”.

Одним из таких инструментов стала гуманитарная помощь, которую государства начали активно оказывать друг другу для борьбы с вирусом. Россия не осталась в стороне и за время пандемии предоставила помощь в форме поставок средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования, медикаментов и т.д. более чем 32 странам в различных регионах мира.

Кроме того, большую роль в эпоху пандемии начала играть так называемая дипломатия вакцины. Участие в разработке программ по борьбе с пандемией и ликвидации ее негативных последствий стало важной составляющей повышения международного авторитета страны. Лаборатории многих стран приступили к исследованиям с целью разработки первой вакцины против коронавирусной инфекции. В России эту роль взял на себя Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, и уже 11 августа 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил о регистрации первой в мире вакцины против COVID-19.

Тем не менее стоит отметить, что мировое сообщество неоднозначно отреагировало на эту новость. Если такие страны, как Индия, Бразилия и другие, проявили заинтересованность в российской вакцине, то страны Запада, напротив, заявили о своем недоверии к “Спутнику V”, а затем и Sputnik Light. Разработчиков обвинили в небрежном обращении с данными клинических испытаний и сокрытии важной информации.

Однако в феврале 2021 г. авторитетный научный журнал Lancet опубликовал результаты третьей фазы клинических испытаний российской вакцины Sputnik Light и заявил, что его эффективность против заражения COVID-19 составила 91.6% 20. Казалось бы, данные, опубликованные журналом Lancet, должны были способствовать большему доверию к российской вакцине, а сама вакцина против коронавирусной инфекции могла бы стать дополнительным инструментом “мягкой силы” страны. Тем не менее Россия, будучи первой страной, зарегистрировавшей вакцину от COVID-19, до сих пор так и не добилась официального одобрения “Спутника V” и Sputnik Light Всемирной организацией здравоохранения.

* * *

Концепт “мягкой силы” прочно закрепился в российском политическом дискурсе и стал его неотъемлемой частью. Страна смогла создать прочный институциональный механизм политики “мягкой силы”, а также успешно использовать имеющийся у нее культурно-исторический потенциал. Все это сделало Россию одной из наиболее успешных стран в области политики “мягкой силы” и позволило занимать высокие места в авторитетных международных рейтингах. В последние годы, однако, страна заметно ухудшает свои позиции, а ее “мягкая сила” критикуется зарубежными и отечественными учеными и экспертами. Решить данную проблему, с одной стороны, может реформирование работы институтов “мягкой силы” страны. В настоящее время деятельность вовлеченных учреждений зачастую носит достаточно хаотичный характер. Отсутствие четкого разделения обязанностей между ведомствами минимизирует положительный эффект реализуемых ими программ и мероприятий. В этой связи инициатива создать в составе Министерства иностранных дел России департамент по вопросам “мягкой силы”, который возьмет на себя функции стратегического планирования политики “мягкой силы” кажется вполне рациональной. При правильной организации работы удастся разработать более четкую систему координации работы учреждений, а также разграничить круг их ответственности.  Это поможет исключить дублирования функций и позволит извлечь максимальную выгоду из проводимых в рамках политики “мягкой силы” инициатив.

Говоря о “мягкой силе” России, нельзя игнорировать события, развернувшиеся 24 февраля 2022 г. на территории Украины. Российская специальная военная операция оказала негативное влияние на восприятии страны за рубежом, и в ближайшие годы страна очевидно столкнется с трудностями в попытке создать положительный и привлекательный международный имидж. Именно поэтому крайне важно не растерять наработанный потенциал и делать все возможное, чтобы строить работу в новых условиях.

Список литературы   /   References

  1. Lebedeva M.M. Russian Public Diplomacy. From USSR to the Russian Federation. London, Routledge, 2021. 78 p.
  2. Неймарк М.А. Геополитика “мягкой силы”: опыт России. Москва, Дашков и К, 2021. 250 c. [Neymark M.A. Geopolitics of ‘Soft Power’: Russia’s Experience. Moscow, Dashkov and K, 2021. 250 p. (In Russ.)]
  3. Velikaya A., Simons G., eds. Russia's Public Diplomacy. Evolution and Practice. London, Palgrave Macmillan, 2020. 285 p.
  4. Ведерникова М.И. Имидж России как фактор “мягкой силы” в международных отношениях (на примере имиджа России в ЕС). Политика и общество, 2018, № 1, сс. 35-43. [Vedernikova M.I. The Image of Russia as a Factor of ‘Soft Power’ in International Relations (On the Example of Russian Image in the EU). Politics and Society, 2018, no. 1, pp. 35-43. (In Russ.)] DOI: 10.7256/2454-0684.2018.1.22501
  5. Ведерникова М.И. Гуманитарный образ России в Евросоюзе как пример использования “мягкой силы”. Мировая политика, 2016, № 1, сс. 55-60. [Vedernikova M.I. The Humanitarian Image of Russia in the European Union as an Example of the Use of ‘Soft Power’. World Politics, 2016, no. 1, pp. 55-60. (In Russ.)] DOI: 10.14258/izvasu(2017)5-32
  6. Ведерникова М.И. Объективные и субъективные факторы восприятия имиджа России в ЕС. Вестник Российского университета дружбы народов, серия: Политология, 2016, № 2, cc. 53-60. [Vedernikova M.I. Objective and Subjective Factors of Perception of Russia's Image in the EU. RUDN Review of International Relations, series: Politology, 2016, no. 2, pp. 53-60. (In Russ.)] DOI: 10.22363/2313-1438-2016-2-53-60
  7. Торкунов А.В. Образование как “мягкая сила” во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета, 2012, № 4, (25), сс. 85-93. [Torkunov A.V. Education as a ‘Soft Power’ in Russia's Foreign Policy. MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 4 (25), pp. 85-93. (In Russ.)]
  8. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал “мягкой силы” России. Вестник МГИМО-Университета, 2009, № 6, сс. 200-205. [Lebedeva M.M., Fort J. Higher Education as the Potential of Russia's ‘Soft Power’. MGIMO Review of International Relations, 2009, no. 6, pp. 1-5. (In Russ.)] DOI: 10.24833/2071-8160-2009-6-9-200-205
  9. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York, Public Affairs, 2004. 191 p.
  10. Наумов А.О. От Советского Союза к Российской Федерации: эволюция отечественной системы “мягкой силы” и публичной дипломатии. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество), 2019, № 2, сс. 102-116. [Naumov A.O. From the Soviet Union to the Russian Federation: the Evolution of the Domestic “Soft Power” System and Public Diplomacy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo), 2019, no. 2, pp. 102-116. (In Russ.)]
  11. Karabeshkin L., Sergunin A. Understanding Russia’s Soft Power Strategy. Political Studies Association, 2015, vol. 35, no. 3-4, pp. 347-363. DOI: 10.1111/1467-9256.12109
  12. Makarychev A., Sergunin A. The EU, Russia and Models of International Society in a Wider Europe. Journal of Contemporary European Research, vol. 9, no. 2, pp. 313-329. DOI: 10.30950/jcer.v9i2.506
  13. Примаков Е.А. О “мягкой силе”, бренде президента и бессмысленной показухе. Российский совет по международным делам. 13.07.2020. [Primakov E. About ‘Soft Power’, the President's Brand and Window-Dressing. Russian International Affairs Council. 13.07.2020. (In Russ.)] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/o-myagkoy-sile-brende-prezidenta-i-bessmyslennoy-pokazukhe/ (accessed 19.02.2021).
  14. Примаков Е.А. “Мягкую силу” передают в другие руки. Коммерсантъ, 29.05.2020. [Primakov E. ‘Soft Power’ Is Being Transferred to Other Hands. Kommersant, 29.05.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4363346 (accessed 19.02.2021).
  15. Примаков Е.А. Наша гуманитарная политика должна быть идеализирована. Российский совет по международным делам. 20.01.2020. [Primakov E. Our Humanitarian Policy Should Be Idealized. Russian International Affairs Council. 20.01.2020. (In Russ.)] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/nasha-gumanitarnaya-politika-dolzhna-byt-ideologizirovana/ (accessed 19.02.2021).
  16. Nye J. Soft Power and Higher Education. Available at: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2005/1/ffp0502s-pdf.pdf (accessed 18.08.2021).
  17. Торкунов А.В. Образование как инструмент “мягкой силы” во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета, 2012, № 4, cc. 85-93. [Torkunov A.V. Education as a Tool of ‘Soft Power’ in Russia's Foreign Policy. MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 4, pp. 85-93. (In Russ.)] DOI: 10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93
  18. Slobodchikoff M.O. Roots of Russian Soft Power: Rethinking Russian National Identity. Comparative Politics, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 24-25. DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-2-19-36
  19. Soares e Castro A. The 2018 FIFA World Cup: The Gains and Constraints of Russia’s Soft Power of Attraction Through Football and Sports. Public Diplomacy of Rising and Regional Powers, 2018, vol. 3, no. 3, pp. 17-39.
  20. Tukhvatulin A.I., Dolzhikova I.V., Shcheblyakov D.V., et al. An Open, Non-Randomised, Phase 1/2 Trial on the Safety, Tolerability, and Immunogenicity of Single-Dose Vaccine ‘Sputnik Light’ for Prevention of Coronavirus Infection in Healthy Adults. The Lancet Regional Health. Europe, 01.04.2021. Available at: https://www.thelancet.com/journals/lanepe/article/PIIS2666-7762(21)00227-1/fulltext (accessed 16.06.2021) DOI: 10.1016/j.lanepe.2021.100241

Правильная ссылка на статью:

Косякина А. С. Российский подход к концепции “мягкой силы”. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2022, № 2, сс. 63-75. https://doi.org/10.20542/afij-2022-2-63-75

© ИМЭМО РАН 2024