Представляем номер
Дорогие читатели!
Представляем вашему вниманию четвертый, последний в 2022 г., выпуск нашего журнала. В этом выпуске три рубрики – “Глобальная и региональная безопасность”, “Тренды и риски развития”, “Динамика социальных и политических пространств”. Номер посвящен проблемам военной, энергетической и климатической безопасности в Европе и мире, оборонной политики Европейского союза, переменам в профессиональной занятости в России, влиянию меняющейся социально-экономической модели Кубы на внешнеполитический курс страны, трансформация роли вооруженных сил в политической системе афганского государства.
В рубрике “Глобальная и региональная безопасность” пять статей.
Рубрику открывает статья кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника сектора политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александра Михайловича Кокеева “К проблемам обеспечения энергетической и климатической безопасности ФРГ”. В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы обеспечения энергетической и климатической безопасности ФРГ и соответствующие политические решения сформированного в конце 2021 г. правительства федерального канцлера О. Шольца. В условиях резко обострившейся в 2022 г. международно-политической ситуации принятие срочных и кардинальных мер по снижению зависимости Германии от импорта энергоносителей и его диверсификации, а также противодействие климатическим изменениям стали приоритетными направлениями деятельности новой правительственной коалиции ФРГ. Сегодняшняя стратегия нацелена на сочетание экономического роста со снижением энергопотребления, жесткими мерами экономии энергоресурсов и повышением удельного веса возобновляемых энергоисточников. Важную роль в ее формировании и осуществлении играют вошедшие в правительство представители партии “Зеленых”, занявшие посты министра экономики и защиты климата Р. Хабек и министра иностранных дел А. Бербок. Анализируется взаимосвязь между энергетической и экологической сферами, их воздействие как на внутреннюю, так и внешнюю безопасность. Рассматриваются конкретные меры и механизмы обеспечения энергетической и климатической безопасности, а также вопросы восприятия соответствующих угроз в немецком экспертном сообществе и обществе в целом. Сделан вывод о том, что в сложившихся условиях проблемы энергетической безопасности, борьбы с изменениями климата и перехода к безуглеродной экономике оказывают значительное воздействие на внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Берлина, взаимоотношения ФРГ с партнерами по ЕС, странами Восточной Европы и Россией.
В статье кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника сектора политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований Татьяны Николаевны Андреевой “Проблема энергетической безопасности Великобритании до референдума о Брекзите” рассматривается вопрос обеспечения энергетической безопасности Соединенного Королевства с 90-х годов XX в. до 23 июня 2016 г. – даты проведения общегосударственного референдума о выходе Великобритании из состава Европейского союза (Брекзит). Данная проблема рассматривается в динамике: с момента ee возникновения во время нахождения у власти консервативного правительства Джона Мейджора (1990–1997), далее через попытки определения различных ее аспектов и определения путей ее решения лейбористскими кабинетами Тони Блэра (1997–2007) и Гордона Брауна (2007–2010) до формулирования определения “энергетическая безопасность” Великобритании и конкретных шагов для ее укрепления коалиционным правительством Дэвида Кэмерона – Ника Кегга (2010–2015) и консервативным кабинетом Д. Кэмерона (2015–2016 гг.). Автор показывает, что проблема снижения выбросов в атмосферу Земли парниковых газов, как важная часть международных усилий по сдерживанию глобального изменения климата, выступает в роли одного из главных вызовов для обеспечения энергетической безопасности страны и является главной движущей силой в деле диверсификации британского энергетического сектора. В свою очередь растущая зависимость британской экономики, а также британских потребителей и промышленности от гарантированных, доступных и безопасных поставок ископаемого топлива из нестабильных стран мира представляет собой второй важный вызов для укрепления энергетической безопасности Британии. Трансформация энергетического баланса Королевства в сторону быстрого внедрения низкоуглеродных технологий – развития атомной энергетики и генерации на возобновляемых источниках энергии – рассматривается в статье как действенный ответ на два выше приведенных вызова, а также способ укрепления энергетической безопасности Соединенного Королевства.
В статье кандидата политических наук, научного сотрудника сектора международных организаций и глобального политического регулирования отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН Александра Андреевича Алешина “Оборонные проекты PESCO и НАТО: координация или конкуренция?” анализируются проекты PESCO Европейского союза и High Visibility Projects НАТО, направленные на укрепление оборонных возможностей государств – членов этих двух структур, создание новых военных технологий, совместную закупку оборудования и вооружений, оптимизацию оборонных расходов стран и координацию трансформации структур их вооруженных сил в соответствии с коллективными интересами. При этом проекты ЕС и НАТО имеют разные задачи в соответствии с внешнеполитическими целями этих различных по своей природе структур, а в связи с участием в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе разных государств, прежде всего США в НАТО, между ними сохраняется ряд противоречий. Однако большая часть из разногласий нивелирована взаимодействием ЕС и НАТО, которое существенно интенсифицировалось, начиная с 2016 г. Были заключены две двусторонних декларации и принято два пакета мер по их реализации. Стороны укрепили политическое сотрудничество, взаимодействие при проведении операций, координацию оборонного планирования, совместно разрабатывают проекты по формированию военной инфраструктуры, развивают военно-техническую кооперацию в сферах общих интересов.
Теоретико-методологическим основанием исследования послужил пространственный подход. Обосновано, что ЕС и НАТО, сами являясь транснациональными политическими пространствами, формируют надстроечное пространство сотрудничества ЕС–НАТО, в котором акторы первого уровня (сами эти две структуры) и второго уровня (государства) взаимодействуют интенсивнее, чем с внешними акторами, участвуют в борьбе за власть, перераспределении ресурсов, формируют идентичность этого транснационального пространства. Сделан вывод о том, что в будущем координация между проектами PESCO и High Visibility Projects, как и в общем между ЕС и НАТО, будет расширяться.
В статье аспиранта, младшего научного сотрудника сектора региональных проблем и конфликтов oтдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никиты Евгеньевича Белухина “Оборонная политика ЕС в призме датских телевизионных дебатов” проведен анализ двух раундов телевизионных дебатов об отмене “оборонной оговорки”, транслировавшихся на телеканале DR1 в мае 2022 г. по итогам референдум 1 июня 2022 г. об отмене исключений, действующих для Дании в сфере оборонной интеграции ЕС. Референдум стал поводом для широких телевизионных общественно-политических дискуссий, затронувших не только интеграционную оговорку, но и общий вектор развития и нынешнее состояния ОПБО ЕС и того, отвечает ли прогнозируемое будущее оборонной интеграции ЕС интересам Дании. Автор рассмотрел соотношение утилитарных и ценностных аргументов сторонников и противников отмены датских исключений в сфере оборонной интеграции ЕС. Аргументы, приводимые участниками дебатов, были распределены в несколько тематических групп, касающихся “безопасности Дании”, “влияния Дании в ЕС”, “оборонных расходов”, “соотношения деятельности ЕС и НАТО”, “солидарности с союзниками” и других аспектов. Также были выделены уникальные аргументы и высказывания, которые было трудно отнести к той или иной группе. Проведенный анализ телевизионных дебатов отражает двойственную позицию Дании по отношению к ЕС – с одной стороны, желание более сильного и самостоятельной роли ЕС в мировой политике и повышения вклада ЕС в региональную стабильность, а с другой – неготовность к углублению оборонного сотрудничества и ограниченность ресурсов, которая ставит вопрос приоритетов между инициативами НАТО и ЕС. Сторонники отмены “оборонной оговорки” в ходе дебатов также подчеркнули строгую приверженность межгосударственному подходу в области оборонного сотрудничества.
Рубрику закрывает статья младшего научного сотрудника сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дарьи Александровны Селезневой “Проблемы и перспективы Договора о нераспространении ядерного оружия”. Первоначально намеченная на весну 2020 г. десятая Обзорная конференция (ОК) по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) проходила с 1 по 26 августа 2022 г. Важное символическое значение конференции заключалось в том, что она должна была проводиться в год 50-летней годовщины вступления в силу ДНЯО и 25-летней годовщины его бессрочного продления. В соответствии со всеобщими ожиданиями, конференция не завершилась принятием итогового документа, однако государствам-участникам удалось вплотную приблизиться к консенсусу. Камнем преткновения стала формулировка положений проекта итогового документа, связанных с ситуацией вокруг Запорожской АЭС. Помимо кризисных явлений, преследующих ДНЯО на протяжении долгого периода, воцарению тяжелой атмосферы в ходе десятой Обзорной конференции способствовал серьезнейший кризис европейской безопасности, подогреваемый событиями, разворачивающимися в настоящее время на Украине и вокруг нее. Новый обзорный цикл ДНЯО, который начнется в 2023 г. и завершится в 2026 г., вновь бросит вызов странам – участницам Договора и их решимости работать вместе ради достижения общей цели – сохранения ДНЯО и международного режима ядерного нераспространения.
Рублику “Тренды и риски развития” открывает статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника сектора социально-трудовых отношений и социальной мобильности Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН Марины Геннадьевны Хохловой “Профессиональная мобильность рабочей силы в России”. Автор изучила данные Росстата по 35 группам профессий в период 2013–2020 гг., выявила факторы, повлиявшие на профессиональную адаптацию рабочей силы к запросам рынка труда в России, в том числе пандемии COVID-19, когда происходило сокращение рабочей силы среди офисных работников, вследствие вынужденной компьютеризации их трудовых функций в процессе перевода на дистанционный труд. В статье рабочая сила – занятые и безработные – рассматриваются как части одного целого, поиск занятости которыми на рынке труда мотивируется и подчиняется единым закономерностям. Безработные как более мобильная часть рабочей силы первыми “угадывают” вектор перемен в структуре занятости. Считая профессию социальным институтом и изменяемой социальной характеристикой индивида, автор полагает, что перемены в профессиональной занятости также носят социальный характер, поскольку одновременно с ними происходят изменения уровня и образа жизни, изменяется не только материальное положение, но и установки на уровне сознания, обусловливая новые запросы к качеству жизни.
Рады представить исследование секретаря-референта Посольства Российской Федерации в Португальской Республике Алексея Дмитриевича Чекмарева на тему “Актуализация кубинской модели социально-экономического развития и ее влияние на национальную внешнюю политику”. Речь идет не просто о реформировании социально-экономической модели страны, а о фактической, пусть и частичной, ревизии, казалось бы, непреложных постулатов кубинской государственности. Проводимые преобразования касательно привлечения иностранного капитала и развития частного сектора народного хозяйства носят беспрецедентный для социалистической Кубы характер. Реформы оказали в том числе значительное воздействие на внешнюю политику страны, во многом изменив роль и статус Кубы на глобальном и региональных уровнях. “Актуализация” социально-экономической модели стала своеобразным ответом кубинского правительства на пересмотр основ американской региональной политики в Латинской Америке при Б. Обаме, однако затронули не только двусторонние отношения с США, но и сотрудничество Кубы с Европейским союзом, Китаем, Россией и соседями по латиноамериканскому региону.
В рубрике “Динамика социальных и политических пространств” статья начинающего исследователя, младшего научного сотрудника группы изучения региональных отношений Лаборатории “Центр ближневосточных исследований” ИМЭМО РАН Ильи Андреевича Зимина “Этапы становления регулярной армии: невыученные уроки Афганистана”. В широкой исторической реперспективе автор изучает становление и реформирование вооруженных сил Афганистана в логике укрепления или ослабления афганской государственности, анализирует цели, которые в разные периоды возлагались на армию лидерами Афганистана, степень их реализации, а также методы реформирования и идейной мотивации вооруженных сил. Автор выделяет три основные этапа развития современного афганского государства, каждый из которых определял особую роль армии как политического института и одновременно отражал ее воздействие на политическое развитие. Первый период ведет начало с 1919 г., с обретения страной подлинной независимости по итогам Третьей англо-афганской войны и оканчивается событиями 1978 г. (“Саурской революцией”). Второй соответствует времени нахождения в Афганистане ограниченного контингента советских войск с 1979 по 1989 гг., а также пребыванию у власти марксистского правительства и его реформам. Третий датируется временем разрушения ранее созданных институтов под влиянием усугубившегося гражданского конфликта и последствий американской военной операции “Несокрушимая свобода” (2001–2014) и миссии НАТО “Решительная поддержка” (2014–2021).