Ключевые интересы Китая и Индии в Арктике и основные направления для сотрудничества с Россией
В статье анализируются перспективы взаимодействия России с Китаем и Индией в Арктике. Одновременно с усилением конкуренции великих держав в этом регионе наблюдается рост интереса к нему неарктических стран. В условиях сдерживания России и попыток ее изоляции в Арктическом совете Москва активизировала взаимодействие с неарктическими дружественными странами для продвижения проектов по развитию своей Арктической зоны. Это поднимает вопрос о формате и направлениях такого сотрудничества. В данной работе проводится анализ позиций России как арктической державы, Китая и Индии как неарктических государств с целью поиска оптимальных точек их соприкосновения с учетом национальных интересов в Арктике, а также специфики и инклюзивности Арктического региона. Основное внимание уделено программным документам, касающимся арктической политики, и ключевым событиям в развитии сотрудничества между названными странами в этой части света. Исследование проведено в рамках теории международных режимов, согласно которой государства формируют формальные и неформальные режимы сотрудничества, чтобы способствовать реализации своих интересов. Авторы пришли к выводу, что научно-исследовательское направление сотрудничества в Арктике представляется наиболее перспективным и наименее проблемным для всех сторон. Арктическая зона России является для неарктических стран уникальной природной лабораторией, где они могут изучать климатические процессы. Сотрудничество в энергетике и логистике развивается неравномерно между странами, но его актуальность для всех сторон продолжает расти. Наиболее релевантным для России остается формат неформального режима сотрудничества на двухсторонней основе с неарктическими странами как наиболее гибкий и позволяющий диверсифицировать внешнеэкономические связи.
Ключевые слова
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов финансового и нефинансового характера.
Финансирование: Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (проект № 24–00-020 “БРИКС+ как новый перспективный формат развития сотрудничества в Арктике”) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)».
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс глобальной трансформации структуры международных отношений не обошел стороной Арктику. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию великих держав, в том числе за этот регион, существующие форматы сотрудничества между арктическими странами и принципы этого сотрудничества казались достаточно прочными. Однако после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине работа Арктического совета (АС) – главного арктического международного института – была практически парализована. РФ столкнулась с необходимостью поиска в том числе альтернативных форматов сотрудничества для обеспечения устойчивого развития своей Арктической зоны.
Интерес крупных держав к Арктике в новом веке растет быстрее, чем когда-либо. Это связано как с климатическими изменениями, так и с усилением конкуренции на мировой арене. В самом же Арктическом регионе, во-первых, остаются нерешенными вопросы разграничения континентального шельфа. Во-вторых, в нем возрастает военная активность. В-третьих, ускоряется процесс сокращения площади арктических льдов, открывая доступ к природным ресурсам и полезным ископаемым, разработка которых ранее была затруднительна. В-четвертых, неблагоприятная международная политическая конъюнктура усугубляет имеющиеся региональные проблемы.
Важной тенденцией на этом фоне становится вовлеченность неарктических стран в дела региона. Например, Китай уже в 2000-е годы развернул здесь научно-исследовательскую деятельность, а чуть позже активизировал инвестиционные проекты. В 2013 г. Арктический совет был расширен за счет новых неарктических участников в качестве наблюдателей, включая КНР и Индию.
Россия и ранее взаимодействовала с неарктическими странами в своих высоких широтах. Первоначально активнее всего сотрудничество развивалось именно с Китаем. С принятием в 2022 г. собственной арктической стратегии Индия также начала наращивать присутствие в регионе и развивать двустороннюю кооперацию с Российской Федерацией. После попыток изолировать Россию в традиционных арктических институтах и введения санкций против ее энергетического сектора со стороны блока западных стран у РФ возникла необходимость в дальнейшем развитии сотрудничества с внерегиональными акторами, а равно и поиска новых перспективных форматов и площадок проведения политики устойчивого развития. Таким форматам предстояло доказать свою эффективность в том числе и в кризисные периоды. В настоящее время Китай и Индия, имеющие статус наблюдателей, остаются единственными дружественными России государствами в структурах АС.
Совокупность обозначенных факторов стимулирует исследовательский интерес к выявлению наиболее приоритетных сфер сотрудничества в Арктическом регионе, изучению ключевых приоритетов арктической повестки России, Китая и Индии.
Цель данной работы заключается в анализе позиций трех названных стран в Арктике и поиске наиболее реалистичных форматов взаимодействия, в основе которых лежали бы, с одной стороны, национальные интересы и специфика и инклюзивность Арктического региона – с другой.
Среди российских исследователей различные аспекты арктического направления китайской политики изучены в работах Д.В. Суслова и В.Б. Кашина 1, А.В. Загорского 2, В.Н. Конышева, М.А. Кобзевой, А.А. Сергунина 3 4. Исследователи делали акцент преимущественно на изучении динамики изменений в китайской арктической политике.
Особенное внимание Индии, ее экономическому росту и политическому влиянию уделяют такие отечественные авторы, как С.И. Лунев 5, Г.А. Ивашенцов 6, А.И. Захаров 7.
В числе авторов, анализирующих арктическую политику Индии, следует выделить Н. Парика 8, С. Чандрана 9, Б. Шарму 10, С. Раджана и К.П. Кришнана 11. Они характеризуют эту политику как двойственную, сочетающую научные и экономические цели. Российские исследователи сосредоточены на рассмотрении индийских интересов через призму перспектив двустороннего сотрудничества. Например, Т.Л. Шаумян и В.П. Журавель отмечают декларативность арктической политики Индии и недостаточную активность страны в регионе. Все упомянутые исследователи в той или иной степени приходят к выводу о необходимости формирования полноценной арктической стратегии Индии, приоритеты которой должны быть расставлены в зависимости от развития конкретных отраслей и экономического потенциала этой страны 12.
А.Н. Вылегжанин, Е.В. Киенко, В.И. Салыгин, И.П. Дудыкина в своих работах выражают настороженность относительно растущей роли неарктических стран в Арктике, в частности, это относится к Китаю 13. Расширение их присутствия в этой части света влечет за собой различную по сравнению с арктическими государствами интерпретацию правового режима, однако вовлечение компаний из Китая и Индии в проекты освоения минеральных ресурсов арктического шельфа России целесообразны с точки зрения панарктического сотрудничества в природоохранной и экологической сферах 14.
Выводы нашей статьи базируются на изучении основных документов, касающихся арктической политики России, Индии и Китая, а также ивент-анализе для определения ключевых тенденций международных отношений (МО) в Арктике.
В научной литературе встречаются различные теоретические подходы к изучению арктической политики. С.Д. Набок провел комплексное исследование основных из них и пришел к выводу о том, что как традиционные теории МО, так и постпозитивистские (конструктивизм, глобальное управление) имеют ограничения и подходят лишь для рассмотрения отдельных аспектов международных отношений в регионе 15. В работах Р. Фахури 16, Б. Падратовой 17 и М. Лантейне 18 международные отношения в Арктике исследованы в рамках теории региональных комплексов безопасности.
Теоретическую основу данной работы составляет теория международных режимов, согласно которой государства создают формальные и неформальные режимы сотрудничества, способствуя реализации своих интересов 19. Одним из крупнейших теоретиков, применивших эту теорию в исследовании МО в Арктике, является О. Янг, который уделяет особое внимание формированию режима экологического сотрудничества в регионе 20 21.
ТЕКУЩАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ
- мирное разрешение споров в Арктике исходя из “особой ответственности” арктических государств и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для регулирования отношений в Северном Ледовитом океане (включая защиту морской среды и разграничение морских пространств);
- нейтрализация курса недружественных стран по милитаризации региона и сдерживанию России;
- обеспечение неизменности “исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод” РФ;
- налаживание сотрудничества с неарктическими странами.
Первый пункт подтверждает, что Россия продолжает воспринимать статус арктических государств как исключительных участников международных отношений в Арктике, которые наделены “особой ответственностью”. Их особое положение также обеспечивает cт. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая дает арктическим государствам преимущественные права по регулированию судоходства в водах, большую часть года покрытых льдами, в целях защиты морской среды от загрязнения.
Мирное разрешение споров – один из приоритетов России в Арктике. На данный момент РФ претендует на расширение границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на 1.2 млн кв. км, включая хребет Ломоносова.
В то же время Российская Федерация оказалась в ситуации, где все арктические страны, кроме нее самой, являются членами НАТО. Это создает риски для региональной безопасности и угрозу милитаризации региона. Конфронтация со странами Североатлантического блока по украинскому вопросу коснулась всех аспектов взаимоотношений и не обошла стороной арктический трек. Председательствующая в Арктическом совете Россия в 2022–2023 г. была практически изолирована в работе различных комитетов организации. В начале 2024 г. МИД РФ объявило, что перестает выплачивать членские взносы в АС до момента восстановления работы института в полном формате.
Еще одним следствием ухудшения отношений стран Запада с Россией стали масштабные санкции, призванные лишить РФ доступа к технологиям, внешним рынкам и инвестициям. Наиболее значительно на арктическое направление повлияли ограничения, направленные против проекта “Арктик СПГ-2”.
Россия и ранее активно взаимодействовала с неарктическими государствами по вопросу развития Арктической зоны РФ (АЗРФ). Изоляция в АС и санкции придали новый импульс углублению подобного сотрудничества. Одной из площадок для обсуждения актуальных вопросов стал БРИКС. Россия – единственное арктическое государство в составе этого форума. Другие члены БРИКС – страны с быстроразвивающимися экономиками, которые нуждаются в постоянном увеличении импорта энергоресурсов. Кроме того, среди неарктических участников, особенно у Китая, сохраняется интерес к логистическому потенциалу Северного морского пути (СМП). Страны БРИКС практически заменили членов Арктического совета в проектах, проводимых Россией в рамках ротационного председательства в 2021–2023 гг. Таким образом РФ играет роль своеобразного “проводника” для стран БРИКС в их стремлениях принимать более активное участие в решении вопросов устойчивого развития Арктического региона.
Среди направлений, в которых Россия предлагает неарктическим странам развивать сотрудничество, можно выделить три основных: 1) научно-исследовательское; 2) энергетическое; 3) транспортно-логистическое. Кроме того, существует несколько дополнительных треков потенциальной совместной деятельности, таких как арктический туризм, климатическая повестка, защита и развитие коренных народов Арктики. Анализ арктических стратегий Китая и Индии показывает полное совпадение их приоритетов в северном приполярье.
В научно-исследовательском направлении сотрудничества в Арктике наиболее продвинуты связи с Китаем и Индией. Обе эти страны высказывают серьезную обеспокоенность в первую очередь по поводу процессов, вызываемых в верховьях Северного полушария изменением климата. Они не прекратили, а напротив, активизировали научно-исследовательское сотрудничество с Россией после приостановки взаимодействия с ней других стран – членов Арктического совета.
В энергетическом направлении успешно взаимодействие России с теми же двумя государствами. С участием китайских компаний развиваются проекты “Ямал-СПГ” и “Арктик СПГ-2”. Индия в 2023 г. удвоила импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России (423 тыс. т). Китай также стал крупнейшим импортером СПГ из РФ.
Для России интенсификация деловых, научных и дипломатических контактов с неарктическими странами особенно важна в целях притока прямых иностранных инвестиций и новых технологий в АЗРФ. Д.В. Суслов и В.Б. Кашин указывают на необходимость продвижения сотрудничества с такими государствами по принципу “управляемой открытости”. Это означает, что в совместных проектах с неарктическими странами Россия должна сохранять за собой решающий голос в процессах принятия решений, а также обеспечить диверсификацию партнеров, привлекая к кооперации сразу несколько участников 1.
ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ
Среди неарктических стран активнее всех в регионе проявляет себя Китай. Он прошел путь от первых научно-исследовательских экспедиций в 1990-е годы до получения статуса наблюдателя в Арктическом совете. Также КНР обладает здесь несколькими крупными бизнес-активами, в частности: долей в крупнейших проектах “Ямал-СПГ” и “Арктик СПГ-2”, инвестиционными проектами в сфере добычи сырья в скандинавских странах и Гренландии (нефть и редкоземельные металлы).
Получение статуса наблюдателя в АС в 2013 г. открыло новую страницу во взаимодействии Китая с арктическими странами. С этого времени, которое ознаменовалось так же приходом к власти Си Цзиньпина, ускоряется институционализация арктической политики КНР 22. В 2018 г. была опубликована Белая книга арктической политики Китая. Последний обозначил себя в ней как “околоарктическую страну”. Он также намеревался распространить на Арктику свой глобальный проект “Пояс и путь”. Арктическая часть проекта получила название “Ледовый шелковый путь”.
В настоящее время интересы Пекина в Арктике сосредоточены на трех основных направлениях: научно-исследовательском, энергетическом и транспортно-логистическом.
Свой арктический дебют Китай совершил в первом из перечисленных. В 1990-е годы китайцы начали проводить экспедиции на своем первом ледоколе “Сяолун” (кит. “Снежный дракон”) – научно-исследовательском судне ледового класса, построенном в 1993 г. на Украине, на Херсонском судостроительном заводе по заказу китайской стороны. Ученые из КНР пристально следят за климатическими процессами в регионе, влияющими на климат большей части самого Китая. Частота научно-исследовательских экспедиций повысилась благодаря вводу в эксплуатацию в 2013 г. ледокола “Сяолун-2”, уже китайского производства. Экспедиции проводятся стабильно раз в два-три года, не только в Арктике, но и в Антарктике. За активность в этом направлении отвечает Институт полярных исследований, расположенный в Шанхае. Ученые регулярно собирают данные по климату, приполярной флоре и фауне, составу воды и т.п. и формируют цифровые модели для улучшения качества прогнозирования изменения климата в Арктическом регионе. Также КНР владеет собственной научно-исследовательской станцией на Шпицбергене.
Кроме того, Китай активно участвует в региональной разведке энергоресурсов. В целом энергетическое направление для него имеет тесную взаимосвязь с транспортно-логистическим. Обе сферы крайне важны для обеспечения энергетической безопасности КНР. Развитые энергетическая и транспортная инфраструктуры в российской Арктике существенно способствуют диверсификации рынков и маршрутов энергопоставок. Это имеет свои плюсы для России, поскольку китайская экономика требует новых способов экспорта товаров и импорта необходимых ресурсов, а российская – нуждается в технологиях и инвестициях.
При этом Китай часто подчеркивает необходимость умеренного потребления ресурсов региона и перехода к низкоуглеродному будущему во благо сохранения природных ресурсов, о чем заботится и Российская Федерация 14.
Что касается вопросов управления и развития региональных институтов, то здесь заслуживает внимания ситуация, сложившаяся сразу после начала СВО, когда была приостановлена работа Арктического совета. Таким маневром все его постоянные члены решили игнорировать председательство России в этой организации. РФ несмотря на бойкот продолжила на своей территории проведение запланированных мероприятий, приглашая к участию дружественные страны, особенно партнеров по БРИКС. Китай показательно поддержал такой подход.
Согласно Белой книге, КНР признает и уважает особые права и ответственность арктических стран в регионе – это было одним из ключевых условий для вступления страны в АС в качестве наблюдателя. В то же время позиция Китая заключается в признании общедоступности региона для неарктических стран в научно-исследовательских целях и в вопросе свободы судоходства 23. В этом плане позиции России и Китая несколько расходятся, но обе стороны за последние десятилетия научились успешно обходить “острые углы” и стремятся не акцентировать свои разногласия. Россия со своей стороны четко соблюдает нормы Конвенции ООН по морскому праву, а Китай признает право РФ апеллировать к ст. 234 этой Конвенции и уважает права России на принятие недискриминационных норм и правил в акваториях, покрытых льдом.
В то же время двусмысленность позиции Китая – один из ограничителей всестороннего сотрудничества не только с Россией, но и другими государствами региона. Свобода судоходства и распространяемые в китайском академическом дискурсе нарративы об Арктике, как о “достоянии человечества” не совпадают со сложившимся принципом исключительности арктических стран 3. Эти моменты в российско-китайских отношениях пока игнорируются, и речь о сотрудничестве в вопросах правового регулирования или управления Арктикой на двустороннем уровне не идет.
Вопрос о трактовке упомянутой ст. 234 Морской конвенции в случае с Китаем не вызывает серьезных проблем. Основной спор вокруг этой статьи заключается в наличии или отсутствии прав прохода военных кораблей через покрытые льдом исключительные экономические зоны (ИЭЗ) арктических государств. США считают, что согласно ст. 236 того же документа военные контингенты имеют право следовать как через Северный морской путь, так и через Северо-Западный проход. Китай держится в стороне от спора по трактовке этих статей, но в то же время ввел разрешительный порядок прохода через свое территориальное море и ограничивает различные виды военно-морской деятельности в пределах собственной ИЭЗ. Вероятно, вопрос о северных широтах не будет подниматься китайской стороной, пока Пекин не обзаведется своим многочисленным ледокольным флотом 3.
ИНТЕРЕСЫ ИНДИИ
Для Индии Арктика представляет несомненный исследовательский интерес. Исторически “точкой соприкосновения” столь отдаленных друг от друга территорий можно считать 1920 г., когда между Норвегией, США, Данией, Францией, Италией, Японией, Нидерландами, Великобританией и Ирландией, а также Британскими заморскими доминионами (включая Индию) и Швецией был подписан договор о Шпицбергене. С тех пор в Индии внимательно отслеживают все события в Арктическом регионе.
В 2007 г. индийские власти представили проект арктической политики, направленный на активное участие этого южноазиатского государства в исследованиях климата, мониторинге окружающей среды, а также на развитие морского сотрудничества и обеспечение энергетической безопасности в регионе. Первая арктическая индийская экспедиция состоялась также в 2007 г., она отправилась на исследовательскую базу Нью-Олесунн (Шпицберген). Целью экспедиции стали исследования в области гляциологии, биологии, океанографии и наук об атмосфере.
Сегодня Индия – одно из 13 государств-наблюдателей в Арктическом совете, а в марте 2022 г. национальное Министерство землеведения официально представило арктическую политику под названием “Индия и Арктика: построение партнерства в интересах устойчивого развития”. Документ отражал глубокое понимание ключевых геополитических тенденций в регионе и его экономического значения. Особенное внимание в нем уделялось изменению климата, последствия которого Индия испытывает в сферах экономической безопасности, сельского хозяйства, водных ресурсов и устойчивого развития. Всего в документе определены шесть основных направлений арктической политики Индии: наука и исследования, защита климата и окружающей среды, экономическое и человеческое развитие, транспорт и связь, управление и международное сотрудничество, а также наращивание потенциала для повышения уровня взаимодействия с регионом.
На сегодняшний день Индия реализует около 30 научных проектов в Арктике. 25 национальных институтов и университетов активно участвуют в исследованиях, результатом которых стали публикации более сотни научных статей и аналитических докладов.
Для изучения Арктики и Антарктики в стране создан Национальный центр полярных и океанических исследований (The National Centre for Polar and Ocean Research, NCPOR) в штате Гоа. Взаимодействие с Арктическим советом координируется Министерством иностранных дел Индии. В формировании национальной арктической повестки также участвуют Министерство окружающей среды, лесов и изменения климата, Министерство науки и технологий и Министерство космоса.
Согласно данным Института оборонных исследований и анализа им. Манохара Паррикара, неблагоприятные климатические процессы в Арктике оказывают влияние на доступность минеральных и углеводородных ресурсов для освоения, а таяние арктических льдов чревато изменением традиционных международных судоходных маршрутов 9. По оценкам индийского МИД, в складывающихся условиях страна способна сыграть конструктивную роль в обеспечении стабильности в этом стратегически важном регионе 24. Эта роль связана с применением обширного научного потенциала и опыта в гималайских и полярных исследованиях.
Деятельность Индии в Арктике пока сосредоточена в основном на научных исследованиях, направленных на изучение воздействия различных атмосферных газов на местную флору и фауну, а также влияния космической погоды8 на арктическую ионосферу. Для Индостана эти вопросы существенны, поскольку одно из ключевых последствий глобального потепления – ускоренное таяние арктической ледяной шапки – приводит в свою очередь к повышению уровня моря в Индийском океане и увеличивает уязвимость прибрежных районов. Индия приняла решение о приобретении у России специализированного полярного исследовательского судна I класса и развитии собственных возможностей по строительству подобных судов. Также Индийская организация космических исследований (Indian Space Research Organisation, ISRO) использует спутники собственного производства серии RISAT для радиолокационного наблюдения за Землей, которые могут быть применены и в изучении Арктического региона.
Для обеспечения безопасности морского судоходства в Арктике Нью-Дели предлагает использовать Индийскую региональную навигационную спутниковую систему (Indian Regional Navigation Satellite System, IRNSS), которая может обеспечить спутниковую связь и цифровое подключение в отдаленных районах с учетом низкого уровня цифровой связи в приполярье. Расширить присутствие в регионе Индия планирует посредством установки наземных спутниковых станций с целью оптимизации использования своих космических аппаратов. Важным шагом в этом направлении станет совместная миссия Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и ISRO под названием NASA–ISRO Synthetic Aperture Radar (NISAR), которая сможет предоставить информацию об изменениях в экосистемах Земли, динамике поверхности и массах льда, а также позволит осуществлять мониторинг биомассы, стихийных бедствий, уровня моря и подземных вод 25.
Арктика обладает запасами меди, фосфора, ниобия, элементов платиновой группы и редкоземельных металлов. Индия стремится активно участвовать в исследованиях, направленных на оценку полного потенциала региона, а также развивать сотрудничество с арктическими государствами в сфере устойчивого использования арктических ресурсов. Рост геополитического значения Арктики во многом вызван прогнозами, согласно которым к 2050 г. регион освободится ото льда, что привлекает внимание мировых держав, стремящихся использовать его богатые природные залежи 8. В этом контексте для стремительно развивающейся и растущей демографически Индии важно официально назначить “арктического посла/представителя” на государственном уровне, который бы отстаивал позицию Нью-Дели в арктических вопросах. Создание специального экспертного комитета для планирования, мониторинга, управления, реализации и пересмотра арктической политики Индии в 2022 г. призвано оптимизировать процесс ее приобщения к делам региона. Индия стремится к совместному использованию ресурсов в Арктике. Имея опыт инвестирования в нефтегазовые проекты в России, аналогичные возможности она усматривает и в этом, новом для себя регионе. Заметен интерес индийцев к добыче различных минералов, таких как медь, фосфор, редкоземельных металлов и платины. Присутствие Индии в Арктике обеспечивается соответствующим укреплением ее внутреннего потенциала – от науки и разведки до мореплавания и экономического сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудничество России с Китаем и Индией в Арктике в научно-исследовательском направлении находится на наиболее продвинутой стадии. Представители обоих азиатских государств регулярно совершают научно-исследовательские экспедиции в российскую Арктическую зону. После 2022 г. РФ активизировала научный дипломатический трек, связанный с этим регионом, ориентируясь преимущественно на страны БРИКС 26. КНР и Индия планируют также принять участие в работе научного центра под эгидой российской компании “Арктикуголь” на Шпицбергене. Перспективным для дальнейшего продвижения сотрудничества может стать создание и развитие совместных научно-исследовательских центров непосредственно в АЗРФ, а равно вступление индийских центров и университетов в Российско-азиатский консорциум Арктических исследований, где уже сейчас присутствуют ведущие университеты Китая.
Энергетическое сотрудничество в Арктике с каждым годом становится более актуальным в равной степени для России и Китая и для России и Индии. Мировой рынок энергоресурсов переживает трансформацию, РФ – один из крупнейших его экспортеров – перенаправляет потоки поставок дружественным странам.
В этой сфере Россия и Китай уже имеют надежную базу в виде двух крупных проектов. Накопленный опыт в “Ямал-СПГ” и “Арктик СПГ-2” может послужить надежной опорой для дальнейшего сотрудничества. Участие КНР в проектах по добыче энергоресурсов предоставляет России одновременно поток инвестиций, технологии и практически гарантированный доступ к крупнейшему в мире рынку сжиженного природного газа.
Энергетическое сотрудничество с Индией вышло на новый уровень после 2022 г. Интерес этой страны к поставкам СПГ из РФ продолжает расти. Следующим этапом может стать непосредственное участие индийских компаний в арктических энергетических проектах России. Сотрудничество с Индией в сфере энергетики обеспечивает российской стороне более высокую степень диверсификации внешних связей.
Транспортно-логистическое направление тесно связано с энергетическим. В условиях постоянной напряженности в Южно-Китайском и Красном морях ценность СМП будет расти. Так же, как и в энергетике, в транспортно-логистическом секторе более тесные связи сложились у России с Китаем, что отчасти объясняется географическим фактором и непосредственным соседством двух стран. Китайские суда ледового класса уже эксплуатируют СМП по договоренности с Россией. Сторонам еще предстоит определить рамки сотрудничества по дальнейшему развитию проекта “Ледовый шелковый путь”. Реализация планируемого проекта морского торгового маршрута Ченнаи–Владивосток также может дать импульс российско-китайскому сотрудничеству в транспортно-логистической сфере.
В настоящее время трудно сопоставлять позиции арктических и неарктических государств в отношении международного статуса Арктики. Неарктические государства, включая Китай и Индию, пока находятся в стадии формирования своих позиций по данной теме. Взаимодействие по вопросам регулирования международных отношений в регионе возможно как в Арктическом совете, так и в рамках других международных форумов и площадок, таких как БРИКС и Северный форум. Отмеченная выше некоторая противоречивость позиций арктической повестки России и Китая не мешает развитию их кооперации по уже имеющимся направлениям.
Сотрудничество между Россией, Индией и Китаем в Арктике сталкивается с существенными вызовами, связанными с непростыми отношениями между Нью-Дели и Пекином. Территориальные споры и соперничество за влияние в АТР могут стать серьезным препятствием для расширения совместной деятельности. С учетом вышеуказанных факторов, подключение Индии и КНР к трехсторонним форматам с Россией (или любой другой страной) затруднено. Индия настороженно относится к российско-китайским проектам в Арктике, опасаясь, что ее интересы будут проигнорированы. Есть вероятность, что общая арктическая повестка могла бы сблизить позиции Индии и Китая, и совместные проекты и исследования имели бы статус пробной платформы для улучшения отношений. Россия способна предложить проекты, которые учитывали бы интересы всех сторон, и создать условия для диалога, сотрудничества и снижения напряженности.
Таким образом, основными направлениями сотрудничества России с Китаем и Индией в Арктике являются научно-исследовательское, энергетическое и транспортно-логистическое. В первой из этих трех сфер Арктическая зона России выступает для обеих стран в качестве гигантской лаборатории, где они могли бы анализировать и прогнозировать влияние климатических процессов на свои территории, а также вести стратегические геологические изыскания.
В свою очередь энергетика представляется наиболее перспективной сферой в связи перенаправлением Россией экспорта энергоресурсов с Запада на Восток и острой потребности в этих ресурсах со стороны Индии и Китая.
Вместе с тем консолидация по политическим или правовым вопросам, касающимся международных отношений и международного правового регулирования в Арктике, представляется маловероятной, поскольку Россия четко и незыблемо стоит на поддержании статуса своей исключительности как арктической страны, и даже существующие санкции не заставят ее от этого принципа отступить.
Список литературы / References
- Suslov D., Kashin V. Arctic as a New Playground for Great Power Competition: The Russia–China–United States Triangle. Likhacheva A., ed. Arctic Fever. Singapore, Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2022, рр. 3-30. DOI: 10.1007/978-981-16-9616-9_1
- Загорский А.В. Россия и Китай в Арктике: разногласия реальные или мнимые? Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, сс. 63-71. [Zagorskii A.V. Russia and China in the Arctic: Real or Alleged Disagreements? World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 63-71. (In Russ.)] DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-2-63-71
- Конышев В.Н., Кобзева М.А. Политика Китая в Арктике: традиции и современность. Сравнительная политика, 2017, т. 8, № 1, сс. 77-92. [Konyshev V.N., Kobzeva M.A. China's Policy in the Arctic: Traditions and Modernity. Sravnitel’naya politika, 2017, vol. 8, no. 1, pp. 77-92. (In Russ.)] Available at: https://www.sravpol.ru/jour/article/view/577 (accessed 13.03.2024).
- Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? Москва, РИСИ, 2011. 191 с. [Konyshev V.N., Sergunin A.A. The Arctic in International Politics: Cooperation or Competition? Moscow, RISI, 2011. 191 p. (In Russ.)]
- Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния. Сравнительная политика, 2012, т. 3, № 2, cc. 90-104. [Lunev S.I. India as One of the New Centers of Global Influence. Sravnitel'naya politika, 2012, vol. 3, no. 2, pp. 90-104. (In Russ.)] DOI: 10.18611/2221-3279-2012-3-2(8)-90-104
- Ивашенцов Г.А. Новые рубежи Индии. Международная жизнь, 2020, № 4, cc. 74-85. [Ivashentsov G.A. New Frontiers for India. The International Affairs, 2020, no. 4, pp. 74-85. (In Russ.)] Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2334?ysclid=lw67mep1dx453690407 (accessed 13.03.2024).
- Захаров А.И. Вступление Индии в глобальный мир: особенности пути. Россия и современный мир, 2020, № 2, cc. 113-134. [Zakharov A.I. The Characteristic Features of India’s Entry into the Global World. Rossiya i sovremennyi mir, 2020, no. 2, pp. 113-134. (In Russ.)] DOI: 10.31249/rsm/2020.02.07
- Pareek N. India in a Сhanging Arctic. Global Affairs, 2020, vol. 6, no. 2, pp. 225-229. DOI: 10.1080/23340460.2020.1773293
- Nayak S., Suba Chandran D. Arctic: Why India Should Pursue the North Pole from a Science and Technology Perspective? Current Science, 2020, vol. 119, no. 6, pp. 901-904. Available at: https://i-scholar.in/index.php/CURS/article/view/205314 (accessed 15.03.2024).
- Sharma B. ‘De-Securitising the Arctic’ in Climate Change: An Indian Perspective. India Quarterly, 2021, vol. 77, no. 4, pp. 628-631. DOI: 10.1177/09749284211047721
- Rajan S., Krishnan K.P. India’s Scientific Endeavors in the Arctic. Sakhuja V., Narula K., eds. Asia and the Arctic Narratives, Perspectives and Policies. Springer, 2016, pp. 43-48. DOI: 10.1007/978-981-10-2059-9_5
- Шаумян Т.Л., Журавель В.П. Индия и Арктика: охрана окружающей среды, экономика и политика. Арктика и Север, 2016, № 24, сс. 175-184. [Shaumyan T.L., Zhuravel V.P. India and the Arctic: Environment, Economy and Politics. Arctic and North, 2016, no. 24, pp. 175-184. (In Russ.)] DOI: 10.17238/issn2221-2698.2016.24.175
- Вылегжанин А.Н., Салыгин В.И., Дудыкина И.П., Киенко Е.В. Позиции неарктических государств в отношении правового режима Северного Ледовитого океана. Государство и право, 2018, № 10, сс. 124-135. [Vylegzhanin A.N., Salygin V.I., Dudykina I.P., Kienko E.V. Positions of Non-Arctic States on the Legal Regime of the Arctic Ocean. Gosudarstvo i pravo, 2018, no. 10, pp. 124-135. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S013207690002080-0
- Вылегжанин А.Н., Киенко Е.В. Консультативные совещания неарктических государств по статусу Арктики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 2021, № 2, сс. 296-318. [Vylegzhanin A.N., Kienko E.V. Consultative Meetings of Non-Arctic States on the Status of the Arctic. Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2021, no. 2, pp. 296-318. (In Russ.)] DOI: 10.21638/spbu14.2021.204
- Набок С.Д. Основные теоретические подходы в политических исследованиях Арктики. Арктика и Север, 2022, № 47, cc. 142-163. [Nabok S.D. Main Theoretical Approaches in the Arctic Policy Studies. Arctic and North, 2022, no. 47, pp. 142-163. (In Russ.)] DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.47.142
- Fakhoury R. Polar Stars: Toward an Epistemological Understanding of Security Constellations and the Arctic Case. Global Studies Quarterly, 2023, vol. 3, iss. 4. https://doi.org/10.1093/isagsq/ksad058
- Padrtova B. Applying Conventional Theoretical Approaches to the Arctic. Hoogensen G., Lanteigne M., Horatio S., eds. Routledge Handbook of Arctic Security. London, Routledge, 2020. pp. 29-43.
- Lanteigne M. Considering the Arctic as a Security Region: The Roles of China and Russia. Hoogensen G., Lanteigne M., Horatio S., eds. Routledge Handbook of Arctic Security. London, Routledge, 2020. pp. 311-324.
- Krasner S. International Regimes. Cornell University Press, 1983. 372 p.
- Young O.R., Osherenko G. Polar Politics: Creating International Environmental Regimes. Cornell University Press, 1993. 276 p.
- Young O.R. Wither the Arctic? Conflict or Cooperation in the Circumpolar North? The Polar Record, 01.01.2009. http://dx.doi.org/10.1017/S0032247408007791
- Yang J. An Interpretation of China’s Arctic Policy. Pacific Journal, 2018, vol. 26, no. 3, pp. 3-11. Available at: https://www.pacificjournal.com.cn/EN/volumn/volumn_1169.shtml# (accessed 15.03.2024).
- Гуанмяо X. Арктические интересы и политика Китая: история, правовая основа и реализация. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, cс. 52-62. [Guangmiao X. China's Arctic Interests and Policy: History, Legal Ground and Implementation. World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 52-62. (In Russ.)] DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-2-52-62
- Шаумян Т.Л. Арктическая политика Республики Индия. Канаев Е.А., oтв. ред. Регионы в современном мире: глобализация и Азия. Санкт-Петербург, Алетейя, 2020, сс. 101-112. [Shaumyan T.L. Arctic Policy of the Republic of India. Kanaev E.A., ed. Regions in the Modern World: Globalization and Asia. St.-Petersburg, Aleteya, 2020, pр. 101-112. (In Russ.)]
- Kumar S.U. India in the Arctic: A Multidimensional Approach. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 2019, т. 12, № 1, cc. 113-126. [Sinha U. India in the Arctic: A Multidimensional Approach. Vestnik of St Petersburg University. International Relations, 2019, vol. 12, no. 1, pp. 113-126]. https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2019.107
- Ван Я. Международное научное сотрудничество стран БРИКС в Арктике. Управленческое консультирование, 2023, № 3, cс. 131-139. [Wang Ya. International Scientific Cooperation in the Arctic Among the BRICS Countries. Administrative Consulting, 2023, no. 3, pp. 131-139. (In Russ.)] DOI: 10.22394/1726-1139-2023-3-131-139
Правильная ссылка на статью:
Стрельникова И. А., Харина О. А., Набиев Х. Х. Ключевые интересы Китая и Индии в Арктике и основные направления для сотрудничества с Россией. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2024, № 2, сс. 72-83. https://doi.org/10.20542/afij-2024-2-72-83