Наверх
Трансформация евроскептицизма партии “Национальное объединение” (2017–2022)
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Трансформация евроскептицизма партии “Национальное объединение” (2017–2022)

DOI: 10.20542/afij-2022-3-91-103
УДК: 329(44)
© Красикова Л.В., 2022
Поступила в редакцию 27.07.2022.
После доработки 06.10.2022.
Принята к публикации 20.10.2022.
Красикова Лолита Витальевна, стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований.
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, РФ, 119017 Москва, ул. Малая Ордынка 17, стр.1 (lkrasikova@hse.ru), ORCID: 0000-0002-5112-7875
Весной 2022 г. прошли президентские выборы во Франции, в которых второе место заняла лидер евроскептической партии “Национальное объединение” Марин Ле Пен. Электоральная динамика данной партии является положительной, в связи с чем растет вероятность трансформации французского политического мейнстрима. Популистское “Национальное объединение” (НО) постепенно обретает вид системной партии. Это оказывает влияние на общественную обстановку, в связи с чем актуализируется вопрос изучения мейнстримизирующихся партий. На положении НО сказывается трансформация традиционного партийного евроскептицизма. С целью анализа и обоснования данных изменений в статье осуществлен контент-анализ предвыборных программ 2017 и 2022 гг. лидера НО М. Ле Пен. Применение методов простого и содержательного контент-анализа позволило проследить эволюцию ее программных установок во время избирательного цикла 2017–2022 гг. Автор приходит к выводу, что трансформация евроскептицизма из “жесткой” формы в “мягкую” имела целью привлечение более широких слоев электората. Изменения программных установок НО означают отказ от выдвигаемых ранее требований о выводе Франции из ЕС, еврозоны и Шенгенской зоны. Наряду с этим М. Ле Пен предлагает трансформировать Европейский союз в Европейский альянс наций, в котором будет превалировать принцип межгосударственности, что противопоставляется чрезмерной наднациональности в ЕС. Вопрос о роли Франции в мире также занимал важное место в программах лидера “Национального объединения” в 2017 и 2022 гг. Однако эволюции программы по этому направлению не выявлено. Одновременно произошла трансформация отношения М. Ле Пен к России. Ранее НО можно было назвать проводником интересов РФ во Франции и ЕС (с учетом деятельности в Европейском парламенте депутатов от этой партии). Однако специальная военная операция России на Украине заставила НО изменить мнение относительно внешней политики Кремля.  

Ключевые слова

24 апреля 2022 г. во Франции состоялся второй тур президентских выборов. Победу одержал Эммануэль Макрон, баллотировавшийся на второй по счету срок, основатель партии “Возрождение” (бывшая “Вперед, Республика!”). Процентное соотношение составило 58.5% против 41.5% за кандидата от евроскептической партии “Национальное объединение” (НО) Марин Ле Пен. Дважды “серебряному призеру” гонки за президентское кресло Ле Пен удалось вновь продемонстрировать стабильно высокий уровень электоральной поддержки, что обусловливает важность исследования “Национального объединения”. Предварительный сравнительный анализ программных установок дает возможность заявить о снижении радикальности позиции НО по ряду вопросов.

Цель настоящего исследования установить факт трансформации евроскептицизма партии “Национальное объединение” в период с 2017 по 2022 гг.

Исследование базируется на таких методах, как сравнительный анализ, простой и содержательный контент-анализ, анализ нормативной правовой базы. Общая методологическая рамка включает историко-генетический подход. Он заключается в изучении генезиса программных установок НО в период с 2017 по 2022 гг.

Актуальность исследования определяется рядом взаимосвязанных факторов.

Во-первых, ЕС – один из ключевых акторов на международной арене, оказывающих системное влияние на развитие международных отношений. Успешность интеграции, важнейшую роль в которой играет Франция, безусловно, требует пристального внимания.  

Во-вторых, на интеграционные процессы влияет целый ряд факторов, в числе которых евроскептицизм как политический тренд. Порожденное им смещение траекторий развития ЕС повлечет за собой трансформацию принципов взаимодействия Евросоюза с не входящими в его состав государствами и иными интеграционными объединениями на международной арене. Это актуализирует изучение евроскептицизма и особенно евроскептических политических партий, поскольку они являются высшими формами организаций, выдвигающих политические требования.

В-третьих, растет потребность в критическом анализе роли Франции в ЕС в силу того, что Европейский союз в существенной степени – ее “продукт”. В идейном плане французы с давних времен играли ключевые роли для объединения европейских стран в различных форматах: свою лепту в эти процессы внесли Великая французская революция конца XVIII в., Гражданский кодекс Наполеона, “Соединенные Штаты Европы” Жана Моне, “План” Робера Шумана, “План” и комиссия Жака Делора. Современная Франция – один из лидеров ЕС (вторая экономика в Союзе, единственная ядерная держава в нем, один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН).

Наконец, актуален анализ французских евроскептических партий, выдвигающих политические требования и пользующихся популярностью в обществе. Ключевой евроскептической партией является “Национальное объединение”. Она обладает обширной электоральной базой, является лидером по количеству евродепутатов, избранных французами. Обращает на себя внимание текущий процесс мейнстримизации НО, потенциально ведущий к трансформации всего политического ландшафта Франции. Последние выборы в Национальное собрание (НС) продемонстрировали это. НО удалось увеличить количество мест в нижней палате парламента с 8 в 2017 г. до 89 в 2022 г. Она впервые заняла третье место по количеству депутатов в НС.

Эволюции программ НО посвящены как зарубежные, так и российские работы. В числе исследователей – Дж. Ивальди 1, Дж. Ридгрен 2, Ф. Скринзи 3, Д. Думитреску 4, А.В. Жидкова 5, М.В. Клинова 6. Помимо этого, необходимо выделить сборники и монографии коллектива исследователей ИМЭМО РАН, в которых рассматриваются вопросы электоральной базы НО, его программной эволюции, внутрипартийных проблем 7 8 9. Тема эволюции евроскептицизма НО также затрагивается в работах О. Трейб 10, С. Одье 11, Х. Китшелта 12, Ю.И. Рубинского и С.М. Федорова 13, А.Ю. Чихачева 14, П.П. Тимофеева 15.

Так, О. Трейб считает, что отказ от заявления о выходе Франции из ЕС и еврозоны произошел в связи с необходимостью для М. Ле Пен привлечь как можно больше избирателей для прихода к власти 10. Подобная логика прослеживается в работе экспертов Института Европы РАН Ю.И. Рубинского и С.М. Федорова, которые считают главной причиной роста популярности Ле Пен в рамках предвыборной гонки 2022 г. правильную расстановку акцентов – концентрацию на социальных вопросах. По их мнению, отказ от радикальных тезисов, включая отказ от идеи “экзита” из еврозоны и ЕС, также сыграл ключевую роль в положительной электоральной динамике лидера НО 13. А.Ю. Чихачев отмечает, что основной характеристикой предвыборной кампании М. Ле Пен в 2022 г. стало стремление еще больше, нежели ранее, смягчить президентскую программу 16.

Новизна нашего исследования заключается в установлении факта трансформации евроскептицизма из “жесткой” формы в “мягкую” с помощью простого и содержательного контент-анализа предвыборных программ М. Ле Пен 2017 и 2022 г. Помимо этого, в работе доказывается отсутствие эволюции программ по вопросу оборонной политики Франции, а также выявляются изменения в области внешней политики. Автор вносит вклад в исследование данной темы посредством изучения генезиса позиции НО в отношении России.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ “НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ”

Евроскептицизм – идеология политических партий, которая заключается в скептицизме в адрес европейской интеграции. Он может проявляться в критике Европейского союза, постулируемой необходимости покинуть его состав, призывах к его реформированию и т.д. Существует множество классификаций этого явления, однако в данной работе мы придерживаемся подхода П. Таггарта и А. Щербяка, которые выделяют “жесткий” и “мягкий” евроскептицизм 17. Суть первого – в негативном восприятии Европейского союза в целом и идеях выхода из него, второго – в критике отдельных составляющих европейской интеграции, ряда практик, институтов. Одной из французских партий, придерживающихся идеологии евроскептицизма, является “Национальное объединение”.

История партии начинается в 1953 г. с возникновения движения пужадистов. Движение националистического толка стало реакцией на участие Франции в зарождавшейся европейской интеграции, имевшей в то время сугубо экономический характер. Одной из его целей была защита мелких ремесленников и предпринимателей. Движение выступало против Римских договоров, направленных на создание общего рынка и ликвидацию таможенных барьеров, – пужадисты предрекали наплыв в страну иностранной продукции и, как следствие, ухудшение положения местных производителей. Парламентской версией этого союза стала группа “Союз французского братства” (L’Union et fraternité française, UFF).

Глубоким приверженцем и продолжателем пужадизма являлся Жан-Мари Ле Пен, отец нынешнего лидера НО М. Ле Пен и ее предшественник. Именно он создал первые “национальные фронты”: “Национальный фронт воюющих” (Le Front National des Combattants, FNC, 1957), “Национальный боевой фронт” (Le Front National Combattant, 1960), “Национальный фронт за французский Алжир” (Le Front National pour l’Algérie Française, 1960). Целью всех трех была борьба за сохранение алжирской колонии. Ж.-М. Ле Пен противостоял действующей власти в лице основателя и первого президента Пятой республики Шарля де Голля, который взял курс на независимость Алжира от Франции.

Нынешнее “Национальное объединение” возникло в 1972 г. как партия “Национальный фронт” (НФ). Позицию лидера данной партии Ж.-М. Ле Пену предложили занять представители движения “Новый порядок” (L’Ordre nouveau), объединявшего на тот момент националистов, революционных националистов, бывших сторонников французского Алжира, пужадистов и других правых “подкидышей”, как выразился Г. Коффман 18. Целью НФ было объединение разрозненные ультраправых сил для привлечения избирателей.

Период лидерства Ж.-М. Ле Пена в партии продлился с 1972 по 2011 гг. В это время НФ часто подвергался критике за национал-расизм и фашизм. Уровень электоральной поддержки был ничтожно мал. Например, на президентских выборах 1974 г. Ж.-М. Ле Пен набрал всего 0.75%. Однако с 1980-х годов НФ стал более привлекателен для избирателей, что связано с уже проявившимися на тот момент проблемами иммиграции во Франции, о которых заявлял НФ. Антииммигрантская риторика, критика глобализма и ультралиберализма стояли во главе программных установок НФ. Ле Пен, именовавший себя борцом с “евромондиалистским истеблишментом”, обозначил вероятность возникновения угрозы традиционным системным силам Франции на президентских выборах 2002 г., когда ему удалось вырваться во второй тур и заполучить 17.8% голосов. К 2011 г. НФ демонстрировал относительные успехи на выборах разного уровня, хотя все еще оставался политическим аутсайдером.

Дочь Ж.-М. Ле Пена Марин возглавила партию в 2011 г. и с самого начала взяла курс на дедемонизацию НФ. Суть ее стратегии заключалась в избавлении партии от расистских и экстремистских ярлыков. В своей предвыборной речи М. Ле Пен заявила, что планирует превратить НФ в мощный и эффективный инструмент борьбы за власть во Франции 19. Таким образом, она видела свою задачу в изменении отношения общества к НФ и трансформацию партии в мейнстримную. Первая президентская программа М. Ле Пен 2012 г. заложила направления риторики последующих шести-семи лет. Она содержала критику ЕС и намечала решение проблем Франции посредством “экзитовских” шагов, включая выход из еврозоны, Шенгенской зоны и Европейского союза. Крайне важной в истории партии стала первая победа на выборах в Европейский парламент в 2014 г. Впервые за все время существования НФ стал крупнейшей партией Франции, заседающей в Европарламенте. Однако результаты президентских выборов в самой Франции 2017 г., на которых М. Ле Пен заняла второе место, заставили политика прибегнуть к трансформации позиции партии по ряду вопросов.

Одним из первых шагов на пути “дедемонизации” НФ стало его преобразование в “Национальное объединение”. Нынешнее НО – это ультраправая евроскептическая политическая партия, выступающая за трансформацию Европейского союза. Ее идеологической основой можно назвать национал-консерватизм, который проявляется в критике и требованиях прекращения массовой миграции. По мнению сторонников НО, на смену ЕС должен прийти “Европейский альянс наций” – небюрократизированное объединение суверенных государств, которые присоединяются к той или иной форме сотрудничества лишь при желании и могут в любой момент выйти из нее без каких-либо последствий.

В настоящее время статус НО нельзя назвать мейнстримным, однако необходимо признать, что в последние 10 лет партия претерпевает процесс мейнстримизации, в том числе благодаря оправдавшим себя усилиям лидера.  

Основным электоратом “Национального объединения” были и остаются такие группы, как ремесленники, наемные рабочие, полицейские, военные, безработные. Меньшей популярностью НО пользуется среди академических кругов, руководителей компаний, менеджеров различного порядка, учителей, медицинских и социальных работников. Однако, как отмечает Л. Рубан, старший научный сотрудник Центра политических исследований Сьянс По (Centre de recherches politiques de Sciences Po, CEVIPOF), за последние 10 лет электоральная база “Национального объединения” несколько эволюционировала. Значительный прогресс на президентских выборах достигнут среди социальных групп, для которых НО ранее было малопривлекательным. В их число входят высшие социально-профессиональные категории, выпускники вузов, госслужащие 20. Помимо этого, сокращается число избирателей тех групп, которые всегда поддерживали партию. Так, в период с 2012 по 2022 гг. наблюдается снижение доли ремесленников, наемных рабочих, полицейских, военных, администраторов, персонала, голосующих за НО, с 61 до 49%.

Обратная тенденция прослеживается среди высших и средних социально-профессиональных категорий. Так, в 2012 г. 33% средне-профессиональной категории голосовали за НО, а в 2022 г. этот показатель составил 40%. Портрет партийной электоральной базы в 2022 г. состоит на 49% из рабочих, администраторов, полицейских, военных и персонала; на 40% – из учителей, академиков, медицинских и социальных работников, артистов, художников, госслужащих; на 11–12% – из государственных управленцев, инженеров, руководителей компаний. Данные показатели говорят о том, что НО все ближе к системным партиям, поскольку большая доля его электората – не рабочие, которые часто недовольны своим финансовым положением, а управленцы и средне-профессиональные категории работников. Если в 2012 г. первая группа составляла 61% избирателей НО, а вторая вместе с третьей 39%, то в 2022 г. превалируют вторая и третья группы, набирая 51–52%, оставляя первой 48–49% 20.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ 2022 Г.

Как было сказано выше, на президентских выборах во Франции 2022 г. лидер НО М. Ле Пен заняла второе место. Хотя гонка за президентское кресло и не привела ее к победе, результаты выборов продемонстрировали стабильно высокий уровень общественной поддержки этой кандидатуры. Отмечалась положительная электоральная динамика в период с 2017 по 2022 г. (табл. 1). Так, в 2017 г. Ле Пен заняла второе место в финальном раунде гонки за президентское кресло, набрав 33.9% голосов. В 2022 г. ей удалось улучшить этот результат, поскольку электоральная поддержка во втором туре выросла более чем на 2.5 млн голосов и составила 41.5%, согласно данным МВД Франции. Если анализировать более ранний период, необходимо отметить, что в 2012 г. М. Ле Пен не удалось выбиться в лидеры гонки за президентское кресло, поскольку она не прошла во второй тур. Это, в свою очередь, также усиливает тезис о положительной электоральной динамике и, на наш взгляд, позволяет говорить о постепенном движении НО к системным партиям Франции. Л. Рубан также утверждает, что НО стало легитимной партией в глазах многих французов и превратилось в обычную партию, избавившись от клейма, которое она унаследовала от своего “предка” – НФ 20.

Таблица 1. Результат кандидата от “Национального объединения” М. Ле Пен на президентских выборах во Франции (2012–2022 гг.).

Источник: составлено автором на основе данных МВД Франции.

Динамика свидетельствует о том, что за последние 10 лет НО укрепилось в позиции реальной альтернативы действующему левому, правому и центристскому мейнстриму. Так, по мнению А.Ю. Чихачева, НО выступает “опаснейшим соперником” мейнстрима 16. Оно вступило на путь мейнстримизации, который представляет собой логичную ступень эволюции партии. Достигнув электорального успеха, мейнстримная партия пытается расширить электоральную базу, смягчая дискурс в сторону отказа от наиболее радикальных элементов программы. На выборах разного порядка НО демонстрировало успех и по мере роста электоральной поддержки трансформировало программы, что позволяло продолжать переход от маргинальной партии к системной.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИДЕРА НО

Программы М. Ле Пен в рамках предвыборных кампаний 2017 и 2022 гг. значительно отличаются друг от друга. В частности, это прослеживается в европейской повестке “Национального объединения”. Сравнительный анализ предвыборных программ позволяет проследить трансформацию партийного евроскептицизма.

Прежде всего, рассмотрим позицию НО по вопросу членства в ЕС – одного из наиболее важных пунктов в европейском измерении Франции. В 2017 г. программные установки были крайне радикальными: Ле Пен обещала французам провести референдум по вопросу членства страны в ЕС в случае прихода к власти. Это было необходимо, так как причины всех социальных и экономических проблем Франции, по мнению главы НО, заключались в наднациональной природе ЕС, членстве государства в данном объединении и неконтролируемой миграции, которая являлась следствием этого членства.

В предвыборной программе 2022 г. отмечается умеренная критика отдельных практик европейской интеграции, однако больше лидер НО не выдвигает идеи Фрекзита и, более того, предлагает плавный переход ЕС в “Европейский альянс наций” (ЕАН). За счет реализации проекта ЕАН “Национальное объединение” планирует положить конец идеям строителей ЕС о “федералистском сверхгосударстве”. Отныне, как заявляет в своей программе М. Ле Пен, “Европа свободных и суверенных наций <…> станет Европой сотрудничества”.

Впервые манифест “Европейского альянса наций” был представлен НО в рамках предвыборной кампании в Европейской парламент в 2019 г. В 2022 г. Ле Пен продолжила развивать идеи о необходимости реформирования ЕС в ЕАН. В манифесте детально прописано, какие институты Евросоюза необходимо преобразовать. Например, одной из ключевых в рамках борьбы с чрезмерной наднациональностью является идея трансформации Европейской комиссии в “Генеральный секретариат Совета” – административный орган без права принятия решений и законодательной инициативы. Таким образом, один из наднациональных институтов ЕС будет ликвидирован, что станет одним из ключевых шагов в движении к межгосударственному объединению.

Такая инициатива встраивается в логику сегодняшнего французского евроскептицизма, в виду того, что проект ЕАН пронизан идеями борьбы с наднациональным и доведения европейской интеграции до объединения, в котором все институты будут межгосударственными. Важно также отметить, что проект допускает возможность добровольного выхода из объединения без каких-либо санкций. Эта инициатива продиктована негативными последствиями Брекзита. Для ЕС таковыми стали падение общего ВВП, сокращение численности населения, удар по целостности и единству Союза, сокращение его доли в мировой торговле, шаткое положение ведущих стран-членов на лондонских валютных рынках.

Программа кандидата от НО также претерпела изменения относительно членства Франции в еврозоне и использования евро в качестве национальной валюты. Так, если в 2017 г. М. Ле Пен выступала за “восстановление национальной валюты”, в программе 2022 г. евро даже не критикуется. НО признало приверженность французов евро и подстроило программные установки под желание граждан пользоваться этой денежной единицей. Об этом “Национальное объединение” неоднократно заявляло, называя отказ от идеи вывода Франции из еврозоны “прагматичным, а не идеологическим решением”. Следовательно, изменение курса по вопросу членства страны в еврозоне было необходимо для расширения электората, поскольку согласно опросу института Элаб (l'institut Elabe), в 2018 г. 7 из 10 французов одобряли использование евро и были против выхода Франции из еврозоны.  

Особое место в повестке НО всегда занимали проблемы миграции. Но если в 2017 г. партия считала оптимальным решением данного вопроса выход из Шенгенской зоны, то в 2022 г. таких идей в президентской программе не обнаружено. Однако предлагаются другие решения. В их числе – проведение референдума в течение шести месяцев после прихода М. Ле Пен к власти по двум основополагающим для Франции в условиях наплыва мигрантов вопросам: только французы должны определять миграционную политику государства, включая право их проживания на территории Республики. Подобные меры, по логике М. Ле Пен, избавят страну от диктата наднациональных норм в области миграционной политики, которая противоречит воле французского народа.

Помимо этого, НО в своих программных установках всегда уделяет особое внимание экономике 6. В данной области говорить об особых изменениях и снижении радикальности нельзя, потому что “Национальное объединение” всегда проповедовало протекционизм в целях защиты экономики от недобросовестной конкуренции и пересмотра соглашения о свободной торговле, которые не учитывают интересы Франции. В программе 2017 г. можно обнаружить призывы к защите продукции под брендом “сделано во Франции”, возврату к национальной валюте как рычагу возрождения конкурентоспособности Франции. В 2022 г. данная логика развивается и включает призывы к использованию разумного протекционизма, который, по мнению М. Ле Пен, в новых обстоятельствах необходим для защиты суверенитета, устойчивого развития и занятости в условиях коронакризиса, со всей очевидностью продемонстрировавшего зависимость Франции от импорта. Данная инициатива означала бы откат в процессе европейской интеграции, поскольку в настоящее время в ЕС действует единый рынок, в рамках которого запрещены любые формы дискриминации товаров, поступающих из других стран.

Таким образом, в период с 2017 по 2022 гг. евроскептицизм НО по ряду ключевых пунктов трансформировался из “жесткой” формы в “мягкую”. Новые требования, которые выдвигают евроскептики, укладываются в логику европейской интеграции, тогда как бывшие приверженцы “жесткого” евроскептицизма пятилетней давности выступали категорически против любых проявлений наднациональности. Критика отдельных практик ЕС все еще сохраняется в программных установках НО, однако новой основной характеристикой их программ является лояльность к позиционированию себя не только французами, но и европейцами. Это коррелирует с общественными настроениями во Франции. Так, согласно опросу Le Figaro 2021 г. 68% французов “гордятся тем, что они европейцы”.

Важно отметить, что бывшие члены партии, которые остались приверженцами “жесткого” евроскептицизма, покинули ее по причине “смягчения” программ. Исследователи Института Европы РАН отмечают, что такая трансформация привела к уходу из объединения членов, занимающих в нем видное положение: советника М. Ле Пен, Ж. Мессия и вице-председателя НО Ф. Филиппо 7. Последний во время своего членства в партии заявлял, что “выход из зоны евро и самостоятельное управление национальной валютой являются для Франции абсолютной необходимостью”, а евро должен стать лишь коммерческой валютой для внутриевропейской торговли. Как было отмечено ранее, позиция НО по данному вопросу изменилась, и именно это расхождение стало причиной отхода Ф. Филиппо от партийных дел.

ПОЗИЦИЯ ПО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

Необходимо рассмотреть позицию “Национального объединения” относительно внешней политики Франции. По большинству направлений в этой сфере эволюции повестки не произошло, что заметно по максимальной схожести отдельных установок программ 2017 и 2022 гг. (табл. 2).

НО заявляет о зависимости Франции от ЕС, в связи с чем возникает необходимость в более самостоятельной внешней политики. Сохранение независимости и укрепление суверенитета страны являлись ключевыми вопросами в обеих программах “Национального объединения”. Предполагалось, что для этого необходимо осуществить несколько шагов, о которых кандидат в президенты от НО заявляла как в 2017, так и в 2022 гг. (табл. 2). Первый и наиболее важный – увеличение оборонного бюджета страны. По мнению лидера НО, современное снаряжение солдат отвечает защите национальных интересов. Полноценное обеспечение армии актуализируется по причине чрезвычайной геополитической напряженности и, в частности, вооруженного конфликта на Украине. Второй шаг – вывод республики из военного объединенного командования НАТО, в которое страну вернул бывший президент Николя Саркози (2007–2012).

В связи с этим для укрепления обороноспособности Франции лидер НО в своей предвыборной программе 2022 г. выдвинула концепцию “политики свободных рук” (une politique des mains libres). Помимо вышеупомянутого выхода из объединенного командования НАТО ее суть заключается в прекращении промышленного сотрудничества с Германией в области вооружений, а также расширении диалога с Великобританией по соглашению Ланкастер-Хаус. Это соглашение, подписанное Лондоном и Парижем в 2010 г., касалось разработки и применения ядерного оружия, а также сотрудничества в области обороны и безопасности, включая передачу технологий, программу закупок вооружений, обмена информацией.

“Сворачивание” взаимодействия с ФРГ аргументировалось тем, что сотрудничество с Германией осуществляется в ущерб французскому технологическому суверенитету и промышленным интересам, а также расходится с видением НО независимой обороноспособности Франции. Наряду с этим пересмотр отношений с Берлином необходим по причине расхождения взглядов в области ядерного сдерживания и экспорта вооружений. НО также предлагало отказаться от поддержки Германии в ее намерении стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Отношения с Великобританией, напротив, представляются НО наиболее желаемыми, поскольку “Франция и Соединенное Королевство разделяют стремление оставаться стратегическими игроками в объединении наций, желают сохранить и модернизировать свой статус ядерной державы, а также заботятся о сохранении сильной, экспортной и инновационной оборонной промышленности”. Следовательно, соглашение Ланкастер-Хаус должно стать основой для расширения франко-британского диалога. Предполагается, что данная “политика свободных рук” поспособствует поиску новых сфер влияния Франции в мире.

Важно рассмотреть программные установки НО по вопросу места Французской Республики на международной арене. В программе 2022 г. продолжена логика 2017 г. по данному вопросу. Однако необходимо отметить, что к 2022 г. усилены мотивы о важности роли Франции. Если в 2017 г. М. Ле Пен заявляла о необходимости “вновь сделать Францию главной страной в мире”, вернуть ей “роль державы стабильности и равновесия”, то программа 2022 г. стремится придать гражданам Республики уверенность в непоколебимости ее влияния на международной арене: “В окружающем нас многополярном мире роль Франции остается особой, соизмеримой с тем местом, которое ей отведено историей и географией, а также благодаря нашему статусу постоянного члена Совета Безопасности…”. Примечательно, что именно такая “особенная роль Франции”, по мнению кандидата в президенты от “Национального объединения”, диктует необходимость руководствоваться во внешней политике национальными интересами с целью возврата стране независимости от структур ЕС. Таким образом, М. Ле Пен видит Францию великой и, более того, ведущей державой, оставляя за ней право участия в трансформированной европейской интеграции.

Таблица 2. Сравнение программных установок М. Ле Пен в сфере обороны и внешней политики (2017 и 2022 гг.)

Источник: составлено автором.

Нельзя оставить без внимания отношение НО к России, которое изменилось в феврале 2022 г. в связи с началом специальной военной операции (СВО) на Украине. Ранее “Национальное объединение” не скрывало своей “пророссийскости”, выступало за отмену европейских санкций в отношении РФ, нормализацию и интенсификацию отношений с ней. М. Ле Пен заявляла, что санкционная война обернулась катастрофой как для РФ, так и для ЕС. Более того, концепт “Европейского альянса наций”, выдвинутый в 2019 г., предполагал сотрудничество с РФ, поскольку, Россия – “важнейший элемент безопасности и стабильности Европы”. М. Ле Пен признает Крым российской территорией, так как считает, что крымчане сами избрали свою судьбу в рамках законного референдума. Однако позитивное отношение изменилось по причине СВО. Начав ее, президент В. Путин, по мнению НО, “перешел красную линию”. В своей программе 2022 г. М. Ле Пен называет спецоперацию “войной”: “Повсюду мы наблюдаем все более неконтролируемое применение насилия в сочетании с растущим пренебрежением к международному праву <…> Война на Украине, к сожалению, лишний раз доказывает это”.

Такая позиция нашла отклик во французском обществе, крайне обеспокоенным вопросами безопасности в Европе. Намерения голосовать за М. Ле Пен менее чем за месяц с начала СВО на Украине выросли с 18 до 21%, а прогнозируемый разрыв во втором туре между ней и Э. Макроном сокращался. Одновременно с этим другой кандидат – Э. Земмур терял свои позиции в связи с отказом принимать украинских беженцев во Франции. Согласно отчету французского Фонда политических инноваций (Fondapol, La Fondation pour l'innovation politique), накануне первого тура президентских выборов большинство избирателей отдавали первенство в способности справиться с украинским кризисом Макрону (64%). Однако среди его политических оппонентов по данному вопросу лидерские позиции занимала Ле Пен (17%), оставив позади Э. Земмура (13%), Ж.-Л. Меланшона (12%) и Н. Дюпон-Эньяна (8%).

Несмотря на все вышеизложенные факты, М. Ле Пен полагает, что после окончания СВО В. Путин может снова стать союзником Запада. Она продолжает считать Крым российской территорией по причине проведения там законного референдума. Наконец, Ле Пен продолжает выступать против санкционной войны с Россией. Но, по словам профессора МГИМО Е.О. Обичкиной, лидер “Национального объединения” не поддерживает таким образом Россию, а выступает против линии президента Макрона, пытаясь сыграть на настроении общества в связи с приближающейся зимой и энергетическим кризисом. Таким образом, можно отметить, что уровень “пророссийскости” снижен в риторике М. Ле Пен. Она присоединилась к мейнстримному большинству, осуждающему действия России на Украине. Тем не менее она все еще считает диалог с Москвой возможным и необходимым, санкции – ошибкой, их последствия – катастрофическими.

* * *

За весь период своего существования “Национальное объединение” претерпело трансформацию из маргинальной в мейнстримизирующуюся партию, которая постепенно начинает приобретать черты системообразующей во французской политике. Процесс мейнстримизации стал возможен по причине снижения радикальности программных установок по ряду ключевых вопросов. Так, в результате проведенного в статье анализа нам удалось установить факт трансформации евроскептицизма НО. Она заключалась во внесении поправок по части европейской политики Франции.

Во-первых, НО отказалось от идеи выхода из Евросоюза. Вместо этого предложен постепенный переход ЕС в ЕАН, в котором принцип межгосударственности в полной мере должен заменить принцип наднациональности. Одним из ключевых этапов перехода в предлагаемый альянс должна стать ликвидация наднациональных органов. Движение к межгосударственности в объединении необходимо в силу негативного опыта Брекзита, который отрицательно сказался на развитии ЕС.

Во-вторых, НО больше не требует выхода Франции из еврозоны и отказа от евро в пользу национальной валюты. Такой прагматичный шаг осуществлен в силу стремления НО ответить на запросы верного евро и членству в еврозоне общества, и, тем самым, привлечения более широких слоев избирателей.

В-третьих, выявлено изменение программных установок по части способов решения миграционного кризиса. Предлагаемый в 2017 г. выход Франции из Шенгенской зоны более не является приоритетом и возможным решением проблемы. НО отказалось от идеи вывода Франции из Шенгенской зоны. Вместо этого партия считает необходимым провести референдум по возможности мигрантов проживать на территории Pеспублики, чтобы перестать подчиняться наднациональным нормам и требованиям ЕС в области миграционной политики.

Вместе с тем не выявлено трансформации программных установок НО по экономической части. Разумный протекционизм “Национальное объединение” всегда считало необходимой мерой для защиты национальных товаров и снижения зависимости Франции от импорта. Эта инициатива связана непосредственно с ЕС, поскольку означает откат в развитии европейской интеграции, а именно нарушение правил действия единого рынка в ЕС.

Резюмируя, мы приходим к выводу о том, что в результате корректировки позиции “Национального объединения” по вопросу европейской политики Франции в период с 2017 по 2022 гг. ключевые политические требования предвыборной программы лидера партии М. Ле Пен по вопросу европейской интеграции стали более умеренными и осторожными по сравнению с ранним периодом. За пятилетие с 2017 по 2022 гг. евроскептицизм НО претерпел переход из “жесткой” формы в “мягкую”. Такая трансформация заключается в отказе от “экзитовских” идей и инициативах относительно трансформации ЕС в ЕАН. По остальным вопросам выявлено продолжение логики программы 2017 г., среди которых – необходимость защиты экономики Франции от глобализма и зависимости, а общества – от миграционного кризиса. Переход от “жесткого” евроскептицизма к “мягкому” понадобился евроскептикам для их движения к ряду системных партий.

Помимо европейской политики отдельное внимание в программах “Национального объединения” уделено вопросам оборонной и внешней политики Франции.

В ходе исследования установлено, что не произошло изменений по вопросу обороноспособности страны. В обеих программах НО заявляет о необходимости в большей мере обеспечивать возможность Франции защищать свой суверенитет и национальные интересы. Для этого НО выдвигало идею увеличения оборонного бюджета государства как в 2017, так и в 2022 г. В последней программе дополняется логика программы 2017 г. концепцией “политики свободных рук”, которая заключается в выходе Франции из объединенного командования НАТО, прекращении сотрудничества с Германией по вопросу промышленного сотрудничества, а также развитии диалога и партнерства с Великобританией по соглашению Ланкастер-Хаус.

Необходимость обеспечения способности Франции защиты своего суверенитета и национальных интересов актуализируется в силу крайне напряженной геополитической ситуации и, в частности, в связи с проведением СВО России на Украине. Позиция “Национального объединения” в отношении внешней политики Кремля претерпела значительные изменения. Если раньше НО всячески поддерживало Россию, заявляя, что Крым является российской территорией, сегодня оно осуждает ее действия на Украине. Однако продолжает призывать власти стран – членов ЕС к прекращению санкционной войны, аргументируя это негативными последствиями для обеих сторон.

Наконец, выявлено усиление мотивов о месте Франции на международной арене. Позиция “Национального объединения” по данному вопросу лишь укрепилась в период с 2017 по 2022 гг. и приобрела более уверенные черты, которые постулируются посредством крайней важности Франции в международных отношениях.

Список литературы   /   References

  1. Ivaldi G. Towards the Median Economic Crisis Voter? The New Leftist Economic Agenda of the Front National in France. French Politics, 2015, vol. 13, no. 4, pp. 346-369.
  2. Rydgren J. France: The Front National, Ethnonationalism and Populism. Twenty-First Century Populism. Albertazzi D., McDonnell D., eds. London, Palgrave Macmillan, 2008, pp. 166-180.
  3. Scrinzi F. A ‘New’ National Front? Gender, Religion, Secularism and the French Populist Radical Right. Gender and Far Right Politics in Europe. Köttig M., Bitzan R., Petö A., eds. Cham, Palgrave Macmillan, 2017, pp. 127-140.
  4. Dumitrescu D. Up, Close and Personal: the New Front National Visual Strategy under Marine Le Pen. French Politics, 2017, vol. 15, no. 1, pp. 1-26.
  5. Жидкова А.В. Национальный фронт во время и после выборов 2017 г.: внутрипартийный кризис и перспективы развития. Исторические исследования, 2018, № 2 (10), сс. 20-33. [Zhidkova A.V. National Front During and after the Elections of 2017: Intra-Party Crisis and Development Prospects. History Studies, 2018, no. 2 (10), pp. 20-33 (In Russ.)]
  6. Клинова М.В. Экономические аспекты в политической повестке Ле Пен. Современная Франция: между тревогами и надеждами. Под. общ. ред. Клиновой М.В., Кудрявцева А.К., Тимофеева П.П. Москва, ИМЭМО РАН, 2022, сс. 87-96. [Klinova M.V. Economic Aspects in Le Pen’s Political Agenda. Contemporary France: Between Worries and Hopes. Klinova M.V., Kudryavtseva A.K., Timofeev P.P., eds. Moscow, IMEMO RAN, 2022, pp. 87-96. (In Russ.)]
  7. Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П., отв. ред. Современная Франция: между тревогами и надеждами. Москва, ИМЭМО РАН, 2022. 256 с. [Klinova M.V., Kudryavtsev A.K., Timofeev P.P., eds. Contemporary France: Between Worries and Hopes. Moscow, IMEMO RAN, 2022. 256 p. (In Russ.)] DOI: 10.20542/978-5-9535-0605-2
  8. Кузнецов А.В., Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П., отв. ред. Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века. Москва, ИМЭМО РАН, 2016, 285 с. [Kuznetsov A.V., Klinova M.V., Kudryavtsev A.K., Timofeev P.P., eds. France on the Eve of Changes: Economy and Politics at the Beginning of XXI Century. Moscow, IMEMO, 2016. 285 p. DOI: 10.20542/975-5-9535-0460-7
  9. Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Рубинский Ю.И., Тимофеев П.П., отв. ред. Франция при президенте Эммануэле Макроне: в начале пути. Москва, ИМЭМО РАН, 2018, 206 с. [Klinova M.V., Kudriavtsev A.K., Rubinskiy Yu.I., Timofeev P.P., eds. France Under President Emmanuel Macron: at the Starting Point. Moscow, IMEMO, 2018. 206 p. (In Russ.)]
  10. Treib O. Euroscepticism Is Here to Stay: What Cleavage Theory Can Teach Us About the 2019 European Parliament Elections. Journal of European Public Policy, 2021, vol. 28, no. 2, pp.174-189.
  11. Audier S. Rassemblement national: l’alarme. Cites, 2020, no. 2, pp. 99-123.
  12. Kitschelt H., McGann A.J. The Radical Right in Western Europe: A Comparative Analysis. Ann Arbor, University of Michigan Press, 1997. 352 p.
  13. Рубинский Ю.И., Федоров С.М. Первый тур президентских выборов во Франции: итоги, комментарии и прогнозы. Аналитические записки Института Европы РАН, 2022, № 15, сс. 27-33. [Rubinskii Yu.I., Fedorov S.M. The First Round of Presidential Elections in France: Results, Comments and Forecasts. Analiticheskie zapiski IE RAS, 2022, no. 15, pp. 27-33. (In Russ.)]
  14. Чихачев А.Ю. Франция-2022: расколотое общество и трансформация политического поля. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2022, № 2 (26), сс. 59-70. [Chikhachev A.Yu. France-2022: the Divided Society and Reshaping of Politics, Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, 2022, no. 2 (26), pp. 59-70 (In Russ.)] DOI: 10.15211/vestnikieran220225970
  15. Тимофеев П.П. Французский евроскептицизм: истоки и современность. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017, т. 10, № 1, сс.53-68. [Timofeev P.P. French Euroscepticism: History and the Present Time. Kontury global’nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, 2017, vol. 10, no. 1, pp.53-68. (In Russ.)] DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-1-53-68
  16. Чихачев А.Ю. Партийная многополярность французской политики. Российский совет по международным делам. 02.02.2017. [Chikhachev A.Yu. The Party Multipolarity of French Politics.The Russian International Affairs Council, 02.02.2017. (In Russ.)] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/partiynaya-mnogopolyarnost-frantsuzskoy-politiki/ (accessed 19.07.2022).
  17. Taggart P., Szczerbiak A. Parties, Positions and Europe: Euroscepticism in the EU Candidate States of Central and Eastern Europe. Brighton, Sussex European Institute, 2001. 39 p.
  18. Kauffmann G. The Origins of the National Front. Pouvoirs, 2016, vol. 157, no. 2, pp. 5-15.
  19. Mayer N. The Radical Right in France. The Oxford Handbook of the Radical Right. Rydgren J., ed. Oxford, Oxford University Press, 2018, pp. 433-451. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190274559.013.22
  20. Rouban L. La mutation du Rassemblement national. Institut d’études politiques de Paris. 13.07.2022. Available at: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/Notepostelectorales_LR_mutationRN_juillet2022_VF2.pdf (accessed 20.07.2022).

Правильная ссылка на статью:

Красикова Л. В. Трансформация евроскептицизма партии “Национальное объединение” (2017–2022). Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2022, № 3, сс. 91-103. https://doi.org/10.20542/afij-2022-3-91-103

© ИМЭМО РАН 2024