Наверх
Развитие вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса Венгрии: стратегия правительства В. Орбана
Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН

Развитие вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса Венгрии: стратегия правительства В. Орбана

DOI: 10.20542/afij-2023-4-55-66
EDN: HPROZU
УДК: (327+327.5)(355.02+355.03):(439)
© Теремецкий К.С., 2023
Поступила в редакцию 16.08.2023.
После доработки 01.12.2023.
Принята к публикации 07.12.2023.
ТЕРЕМЕЦКИЙ Кирилл Сергеевич, эксперт Евразийского сектора Центра комплексных европейских и международных исследований.
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, РФ, 119017 Москва, ул. Малая Ордынка, 17 (kteremetskiy@hse.ru), ORCID: 0009-0005-0013-5954
В статье рассматривается модернизация Венгрией своих вооруженных сил и расширение возможностей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. Используя парадигму неореализма, автор проводит анализ основных направлений эволюции венгерской армии и ОПК в период нахождения у власти премьер-министра Виктора Орбана. 10-летняя программа развития вооруженных сил Венгрии “Зриньи” (венг. Zrínyi) предполагает значительное повышение их возможностей к 2026 г. В планах по расширению и модернизации ОПК – создание из венгерского государства одного из лидеров оборонно-промышленной отрасли в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) к 2030 г. Основными партнерами в этой сфере должны стать компании не только из государств – членов Европейского союза (Германии, Франции, Чехии), но и из Турции и Израиля. Реформирование армии и повышение технологического уровня ОПК направлены в первую очередь на укрепление экономики страны и защиту государственных границ и венгерских граждан как в самой Венгрии, так и на Украине, в Закарпатье. При этом премьер-министр В. Орбан уверен в том, что действия НАТО могут быть направлены только на самооборону. С этим связан отказ венгерских властей в поставках оружия Киеву. Однако в то же время Венгрия не только укрепляет механизированные войска (немецкими боевыми машинами пехоты Lynx, турецкими бронетранспортерами Gidrán), военно-воздушные силы страны (шведскими самолетами Saab JAS 39 Gripen) и противовоздушную оборону (норвежско-американским зенитным ракетным комплексом NASAMS), но и, осмысливая опыт конфликта на Украине, возвращается к использованию артиллерии, рассматривает возможность производства беспилотных летательных аппаратов и большего количества боеприпасов на своей территории, а также хочет нарастить наступательный потенциал своих вооруженных сил благодаря современным реактивным системам залпового огня по типу HIMARS. Несмотря на то, что Венгрия, по словам В. Орбана, находится на стороне “партии мира”, в будущем в составе НАТО в регионе ЦВЕ будет присутствовать модернизированная армия с современным ОПК, готовая к конфликту “нового поколения”. В свою очередь, венгерская политическая оппозиция, активно поощряемая США, выступает за военную помощь Украине и свертывание отношений с Россией.

Ключевые слова

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов финансового и нефинансового характера.
 
Финансирование: автор заявляет об отсутствии внешнего финансирования. 

ВВЕДЕНИЕ

После 2014 г. регион Центральной и Восточной Европы стал одним из ведущих в мире по уровню милитаризации 1. Географическое положение Венгрии, а также темпы и масштабы развития ее вооруженных сил делают эту страну важной составляющей восточного фланга НАТО, особенно в условиях конфликта на Украине. Согласно независимому индексу Global Firepower (GFP index), армия Венгрии находится на 20-м месте в Европе и на 54-м из 145 в мире. В ближайшие годы венгерские власти намерены существенно подняться в данном рейтинге, а оборонно-промышленный комплекс страны превратить в одного из субрегиональных лидеров в Европейском союзе к 2030 г. (когда венгерское правительство планирует завершение модернизации). В докладе The Military Balance 2023 Международного института стратегических исследований (The International Institute for Strategic Studies, IISS) отмечается, что, хотя оборонно-промышленная база Венгрии ограничена, благодаря активной работе правительства на данном направлении есть серьезный потенциал для укрепления сектора производства стрелкового оружия 2.

Венгрию нельзя считать традиционной военно-промышленной страной. На протяжении второй половины XX в. венгерские власти последовательно шли по пути демилитаризации, что делало государство исключением в социалистическом лагере – в 1960-е годы расходы на оборону были ниже 2% ВВП и никогда не превышали 3% вплоть до упразднения Организации Варшавского договора 3. После смены режима в 1989 г. и без того слабая отрасль окончательно пришла в упадок. Однако с 2016 г. венгерское руководство модернизирует вооруженные силы и привлекает крупные и опытные иностранные компании, такие как Rheinmetall AG, Colt CZ Group и Nurol Makina, для собственного выхода на мировой рынок производства вооружений и приобретения новых технологий. 

По мнению министра обороны Венгрии Криштофа Салаи-Бобровницки, безопасности страны и развитию ее экономики будет значительно содействовать укрепление еще одной сферы промышленности – оборонной. Сотрудничество с крупными игроками международного рынка создаст рабочие места, принесет налоговые поступления и укрепит репутацию венгерского производителя за счет продаж продукции за рубеж. Вместе с тем сильная армия и рост ОПК упрочивают авторитет премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, создают впечатление о нем как сильном политическом лидере и патриоте.

Генерал-лейтенант Габор Бёрёнди, командующий Вооруженными силами Венгрии, на слушаниях в парламентском комитете по обороне и правопорядку в мае 2023 г. заявил, что главной целью на ближайшие годы станет создание боеспособных, преданных своему делу вооруженных сил, действующих в системе НАТО. Венгрия и другие соседи Украины находятся практически в предвоенном состоянии, и следующим шагом должно стать создание армии, способной эффективно действовать на оперативном и стратегическом уровнях. Для оснащения таких вооруженных сил необходим крепкий и современный отечественный ОПК.

Стоит отметить, что Венгрия рассматривает свою безопасность в региональном контексте. Согласно Государственной военной стратегии страны от 2021 г., непосредственная безопасность венгерского государства неотделима от событий, происходящих в Центральной и Восточной Европе и на Западных Балканах. По этой причине официальный Будапешт считает необходимым тесное взаимодействие с другими странами ЦВЕ, прежде всего в рамках Вишеградской группы (V4), Центрально-Европейского оборонного союза (The Central European Defence Cooperation, CEDC) и Инициативы сотрудничества в сфере обороны (Defence Cooperation Initiative, DECI).

Скоординированное (и частично совместное) расширение военного потенциала и возможностей для сотрудничества, реализуемое с помощью многонационального партнерства, согласно Стратегии, укрепляет безопасность как Венгрии, так и ее региональных союзников. Несмотря на спорные отношения с Брюсселем касательно экономических и миграционных вопросов 4, Будапешт находит важным развитие коллективной обороны Европейского союза, кооперацию в рамках Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation, PESCO) 5, считая, что эти действия укрепляют европейскую опору НАТО и не создают противовеса США 6.

В проведенном исследовании автор опирается на неоклассический реализм как парадигму теории международных отношений и использует историко-генетический метод, а также качественный контент-анализ документальных материалов, заявлений официальных лиц. Целью работы является анализ основных направлений эволюции вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса Венгрии в период правления Виктора Орбана, включая первую половину 2023 г. и с учетом российско-украинского конфликта. Прочие исследования в данной области, например, Юдит Киш, Джеймса В. Петерсона, Яцека Любецки, касались развития венгерского оборонного сектора до 2014 г., а вооруженные силы страны рассматривались в контексте милитаризации всего региона ЦВЕ.

УПАДОК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ОПК В 1990-Е ГОДЫ

После падения Берлинской стены и распада соцлагеря Венгрия унаследовала армию советского образца, основанную на массовом призыве на военную службу и оснащенную советской техникой. В течение следующих двух десятилетий эта техника распродавалась за границу или хранилась на военных складах, в то время как обученный персонал постепенно покидал ряды вооруженных сил. Ситуацию ухудшали экономические проблемы переходного периода от социалистической к капиталистической системе управления 7.

Рисунок 1. Расходы Венгрии на оборону (доля ВВП, %)

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка с помощью портала Trading Economics.

В 1999 г. во время первого премьерского срока В. Орбана (1998–2002) Венгрия вступила в НАТО 8. Венгерское правительство распорядилось провести стратегический обзор вооруженных сил и ОПК, а кроме того объявило о всеобъемлющем пакете мер по модернизации армии. Однако осуществить требующие времени глубокие реформы не удалось 7, так как Орбан проиграл выборы 2002 г. У новой правящей элиты создалось впечатление, что в сфере обороны страна может полагаться исключительно на поддержку союзников по военному блоку. В 2004 г. венгерский парламент принял решение упразднить институт призыва на военную службу. В итоге по сравнению с 1989 г., когда вооруженные силы страны составляли 155 700 человек, в 2009 г. в армии насчитывалось 25 257 военнослужащих. В течение десятилетия с 2004 по 2014 гг. оборонный бюджет Венгрии сократился с 1.7% ВВП примерно до 0.85%, что означало потерю около 50% в реальном выражении 3.

В то же время при любом правительстве Венгрия оставалась надежным партнером Североатлантического альянса: страна предоставляла авиабазы и поддержку воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г., 300 венгерских военных участвовали в учебно-тренировочных миссиях НАТО в Ираке, 500 человек – в миссии Международных сил содействия безопасности (The International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане. До настоящего времени страна отправляет воинские подразделения для несения службы в Косово в рамках миротворческих операций “Силы для Косово” (Kosovo Force, KFOR).

Когда правительство В. Орбана вновь пришло к власти в 2010 г., венгерская армия отличалась низкой эффективностью. По словам министра обороны Салаи-Бобровницки, прогрессивные левые, находившиеся ранее у власти, систематически “уничтожали” и ее, и оборонно-промышленный комплекс страны. Венгерскому руководству понадобилось более 10 лет для создания прочной экономической базы, которая позволила бы произвести полномасштабную модернизацию вооруженных сил. После событий на Украине в 2014 г. и острой фазы кризиса беженцев 2015 г., за которой последовал рост террористической активности в Европе, венгерское правительство убедилось в верности намеченного курса 3.

ПЛАНЫ И ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЕНГРИИ ПО РАЗВИТИЮ АРМИИ И ОПК

Венгерское правительство обещало увеличить расходы на оборону до натовского обязательного показателя в 2% ВВП к 2024 г. (так называемый Defence Investment Pledge, DIP), что составляет приблизительно 4.5 млрд долл., и в дальнейшем поддерживать их на этом уровне. В 2022 г. военные расходы Венгрии составили 1.6% ВВП. Однако сразу после саммита НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г. министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто заявил, что Венгрия уже достигла 2% DIP. Приоритетной целью страны является реализация Программы обороны и военного развития “Зриньи” – Zrínyi (венг. Zrínyi Honvédelmi és Haderőfejlesztési Program), ранее известная как Zrínyi 2026. Она была принята в 2016 г. постановлением правительства 1298/2017. (VI. 2.) в целях обеспечения Венгрии всеми необходимыми средствами для самообороны, а также замены вооружений советского образца на современные и соответствующие стандартам НАТО.

Рисунок 2. Расходы Венгрии на оборону, начиная со второго срока В. Орбана (доля ВВП, %)

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка с помощью портала Trading Economics.

В июле 2019 г. венгерский парламент одобрил расширение вооруженных сил до 37 500 солдат (с возможностью удвоения этого числа в ближайшие годы, что может быть первым шагом на пути к восстановлению призывной службы). Государственная военная стратегия Венгрии от 2021 г. предполагает создание к 2030 г. современной системы резервистов, способной противостоять потенциальным угрозам и поддерживать задачи профессиональной армии как в мирное время, так и в случаях чрезвычайного положения. Постепенно омолаживается офицерский состав, предпочтение отдается военнослужащим, хорошо говорящим на английском языке. Министерство обороны Венгрии внимательно изучает поступающую информацию об украинском конфликте, чтобы использовать этот опыт для подготовки вооруженных сил страны к гибридной войне нового типа.

В октябре 2022 г. на тот момент министр технологий и промышленности Венгрии Ласло Палкович (министерство было расформировано в ноябре 2022 г.) заявил, что стратегической целью Венгрии является ее превращение в один из ведущих оборонно-промышленных центров ЦВЕ в области производства, исследований и разработок вооружений к концу 2020-х годов. Важность данной отрасли, по мнению министра, огромна, так как на оборону тратится более 2% мирового ВВП. Расположение Венгрии выгодно с точки зрения логистики, а ее налоговая политика привлекает инвесторов (в стране самая низкая ставка корпоративного налога в ОЭСР в размере 9%).

Собственный ОПК Венгрии до 2016 г. не создавал высокотехнологичную продукцию. Он предлагал несложное в производстве военно-техническое имущество и легкую военную технику: например, бронированную машину Komondor RDO-312, бронированную разведывательную машину RDO-3121 Recce, бронированную машину скорой помощи RDO-3921 AMB компании GAMMA Technical Corporation. Производились патрульные катера и лодки.

В 1997 г. венгерская компания HM Arzenál Zrt осуществляла программу модернизации радара П-37 “Меч” и успешно сотрудничала с франко-английской Matra BAe Dynamics (MBD) в работах по интеграции зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Mistral с системой управления огнем K-1P, являющейся модернизированной версией российской K-1M. С 1997 г. компания занимается продлением жизненного цикла ракет, с 2013 г. – модернизацией штурмовых винтовок АК-63МА, а также выпускает портативную и универсальную сканирующую систему наблюдения малого радиуса действия (до 3 км) Saker SPSS-1000, работающую на основе FMCW-радиолокатора.

Согласно базе данных Организации Объединенных Наций COMTRADE по международной торговле, экспорт оружия и боеприпасов, а также запасных частей и прочих комплектующих из Венгрии в 2022 г. составил всего 68 млн долл. При этом правительство поставило перед собой цель увеличить объем оборонной промышленности Венгрии до 1.5 млрд долл. к 2030 г. Для венгерской оборонной промышленности важно быть успешной на внешних рынках и стать частью международных цепочек поставок конкурентоспособной продукции. Именно для этого развиваются производственные мощности и бизнес-модели технологического сотрудничества с партнерами по НАТО.

Венгрия стремится к созданию совместных предприятий с ведущими игроками рынка вооружений и ожидает коммерческих результатов от инвестиций. Решением поставленных задач и сотрудничеством с иностранными предприятиями занимается Венгерский государственный инновационный холдинг оборонной промышленности N7, которым руководит бывший министр технологий и промышленности Л. Палкович (ранее холдинг находился в ведении Министерства технологий и промышленности Венгрии, с ноября 2022 г. курируется Министерством обороны).

По словам Палковича, для достижения обозначенных целей и поддержания экономической устойчивости необходимо укреплять потенциал в области исследований и разработок, а расходы на НИОКР в оборонной промышленности должны достигать 5% общих расходов Венгрии на НИОКР. Действовать планируется в рамках восьми ключевых областей, определенных НАТО на следующие 20 лет: исследования, основанные на “больших данных”, исследования в области “искусственного интеллекта” (ИИ), квантовые технологии, космические исследования, биотехнологии, исследования новых материалов и производственных технологий, а также исследования в области гиперзвуковых вооружений.

В феврале 2023 г. в Венгрии был создан Институт оборонных инновационных исследований (Védelmi Innovációs Kutatóintézet, VIKI). VIKI занимается технологиями двойного назначения, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Дальнейшие задачи новой организации включают межведомственное сотрудничество, международную интеграцию и определение долгосрочных целей в области развития. Институт находится в ведении Министерства обороны Венгрии и частично финансируется через Европейский фонд обороны (European Defence Fund, EDF). Штаб-квартира Института оборонных инновационных исследований находится в Будапеште, а дополнительные офисы расположены в Сегеде и Залаэгерсеге.

СОВРЕМЕННОЕ ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ НУЖД ВЕНГЕРСКОЙ АРМИИ И НА ЭКСПОРТ

В 2018 г. венгерским Минобороны были заключены контракты с немецкой машиностроительной компанией German Krauss-Maffel Wegmann на приобретение 44 танков Leopard 2A4 и 2A7+. Начата закупка бронированных боевых машин пехоты (БМП), составляющих систему вооружения сухопутных войск, предлагаемых НАТО. Первый экземпляр БМП типа Lynx KF-41 поступил в венгерскую армию в 2022 г. Всего Венгрия закупит у Германии 218 БМП Lynx (на сумму более 2 млрд долл.), 176 из которых сойдут уже с венгерского конвейера. Ожидается, что в течение 2023 г. в г. Залаэгерсег откроется завод немецкой компании Rheinmetall AG.

Генеральный директор холдинга N7 Л. Палкович охарактеризовал завод как флагманский проект развития венгерской оборонной промышленности, который будет производить БМП для потребностей венгерской армии и на экспорт. Ожидается, что в будущем Lynx будут поставляться из Венгрии в Чехию и Словакию. Некоторые эксперты считают, что БМП Lynx станет основой сил НАТО, заменив американскую машину M2 Bradley.

Компания Rheinmetall была выбрана в качестве поставщика БМП следующего поколения для венгерской армии не только из-за стремления привнести высокую добавленную стоимость в национальную экономику. Венгрию и Германию связывают крепкие отношения в сфере вооружений. С 2017 по 2021 гг. Будапешт стал главным импортером немецкой военной продукции на сумму в 2.5 млрд долл.

В 2023 г. в венгерские войска также поступят новые бронеавтомобили Gidrán 4x4 (всего для армии планируется производство 300 штук), созданные на базе турецкой модели Ejder Yalçin. Первые сорок единиц были изготовлены в Турции заводом Nurol Makina, остальные будут собираться на территории Венгрии на новом дочернем предприятии немецкого конгломерата Rheinmetall Hungary Zrt в г. Капошвар. В дальнейшем планируется совместное производство БПЛА. В проектах участвует основанная в 2019 г. венгерская компания HT Division. Венгрия является первым государством Европейского союза и страной – членом НАТО, которая использует турецкие технологии для своей армии и создает совместное производство с турецкими партнерами. В октябре 2022 г. лидеры двух государств – В. Орбан и Р. Эрдоган – заключили военное соглашение, предусматривающее, помимо сотрудничества в области ОПК, обмен разведывательной информацией.

Военно-воздушными силами страны в последние годы приобретены учебно-винтовые чешские самолеты Zlin Z-242L и Zlin Z-143lsi для подготовки венгерских пилотов. Рассматривается приобретение 12 учебно-боевых самолетов L-39ng и легких истребителей. В настоящее время у Венгрии имеется 14 шведских истребителей Saab JAS 39 Gripen, четыре новых самолета должны поступить в военно-воздушные силы в 2024 г.

В дополнение к самолетам A319 и Falcon армия приобретает два KC-390 (реактивный двухдвигательный военно-транспортный самолет, разрабатываемый бразильским авиазаводом Embraer). Заключены контракты на 20 легких вертолетов Airbus H145M и 16 тактических транспортных военных вертолетов большой дальности H225M. Предусмотрена пятилетняя программа материально-технической поддержки, обучения и переподготовки кадров. В августе 2022 г. французская компания Airbus открыла в венгерском городе Дьюла завод по производству деталей для вышеуказанных вертолетов.

ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА

Крупным шагом в развитии воздушной обороны Венгрии является приобретение еще в 2020 г. норвежско-американского ЗРК наземного базирования NASAMS на сумму более 400 млн долл. Комплексы должны быть доставлены в Венгрию до завершения 2023 г., после чего она станет шестой страной НАТО и 12-й страной в мире, закупившей системы NASAMS. Пример Украины показывает важность развития противовоздушной обороны (ПВО), и венгерские официальные лица также говорили об интересе к системе Iron Dome израильского производства.

Венгеро-израильское сотрудничество в области ОПК уже начато. Подразделение немецкой группы Rheinmetall Canada будет поставлять в Венгрию современные радиолокационные системы, способные улавливать небольшие цели вроде БПЛА. Поставки новых систем начались в 2022 г. и продлятся до конца 2027 г. Венгрия является важным экспортным партнером Rheinmetall Canada, а новые усовершенствованные трехкоординатные радиолокационные системы (3D-РЛС), поставляемые компанией, будут производиться ее партнером Rheinmetall ELTA, которая является дочерней компанией Israel Aerospace Industries (IAI). Для этих целей в г. Ньиртелек строится завод по производству радаров. Венгерские поставщики были задействованы уже на первом этапе программы, в ходе которого локаторы начали собирать в Израиле. На втором этапе, начиная с 2025 г., сборка будет осуществляться на новом заводе в Венгрии.

Венгерское руководство заявляло о намерении приобрести реактивные системы залпового огня (РСЗО) по типу HIMARS. Таким образом, Венгрия стремится не только укрепить противовоздушную оборону, но и повысить наступательные возможности вооруженных сил страны.

В июле 2023 г. Венгрия представила современный беспилотный летательный аппарат ProTAR от компании ЗАО Rotors & Cams. 68-килограммовый беспилотник может достигать скорости в 500 км/ч на высоте до 6 км и имитировать действия штурмовой авиации в реальных условиях. Время его работы составляет 60 минут, а дальность связи достигает 75 км. На данный момент дрон планируют использовать только в качестве тренировочной цели для учений с использованием ПВО. Хотя ProTAR позиционируется как полностью венгерская разработка, можно предположить, что это один из первых результатов углубляющегося венгеро-турецкого военного сотрудничества.

В 2023 г. армия получит самоходные артиллерийские установки. Приобретение PzH 2000 немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann – исторический шаг, так как в течение 20 лет у вооруженных сил Венгрии не было самоходной артиллерии. Ранее для противодействия технике противника предполагалось использовать переносные противотанковые гранатометы Carl-Gustaf M4.

Современные боевые действия показали, насколько быстро на поле боя расходуются боеприпасы. Подразделение уже упомянутой Rheinmetall AG намерено внедрять в Венгрии новейшие технологии их производства. В дополнение к этому прорабатывается будущее сотрудничество в области оружейных технологий, включая исследовательские и опытно-конструкторские работы. К 2024 г. в Венгрии будет построен завод по производству крупнокалиберных боеприпасов и взрывчатых веществ в г. Варпалота.

При этом в Венгрии уже есть крупный завод стрелкового оружия в г. Кишкунфеледьхаза, производящий продукцию чешской компании Colt CZ Group: пистолеты типа P-07 и P-09, штурмовые винтовки типа BREN 2 и пистолеты-пулеметы типа SCORPION EVO 3. В декабре 2022 г. был заключен договор о сотрудничестве холдинга N7 с немецкой Dynamit Nobel Defence GmbH о совместном производстве гранатометов RGW110 HH-T. Строительство завода планируется в том же Кишкунфеледьхазе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на членство в НАТО, Венгрия имеет собственный взгляд на широкий спектр вопросов безопасности в Центральной и Восточной Европе, что нередко противоречит позиции других членов Североатлантического альянса. Официальный Будапешт стремится проводить во многом самостоятельный курс в области развития вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, что вызвано спецификой политики действующего правительства В. Орбана (его упор на постулаты Realpolitik, отстаивание национального суверенитета Венгрии).

С 2016 г. Венгрия активно совершенствует свои вооруженные силы и расширяет возможности ОПК. Это связано с украинским кризисом 2014 г., а также потоком нелегальных мигрантов в ЕС в 2015 г. Безопасность венгерских границ – основополагающая задача правительства согласно Стратегии национальной безопасности 2020 г. После эскалации на Украине в феврале 2022 г. Венгрия нацелена на выполнение другой важной задачи, указанной в Стратегии нацбезопасности и Государственной военной стратегии – это создание армии, способной противостоять действиям противников в гибридной и асимметричной войне. Программа развития вооруженных сил предполагает значительное повышение их возможностей к 2026 г., в планах по расширению ОПК – лидерство Венгрии в оборонно-промышленной отрасли в регионе ЦВЕ к 2030 г. Основными партнерами в этой сфере считаются компании из Германии, Франции, Чехии, Турции и Израиля. Мероприятия по модернизации венгерской армии в настоящее время успешно реализуются, однако осуществятся ли все амбициозные планы правительства В. Орбана по развитию ОПК, сказать сложно.

Официальный Будапешт не поставляет и не планирует поставлять оружие киевским властям, систематически выступая с призывом к мирным переговорам. Венгрия не только граничит с Украиной, в Закарпатье проживает до 200 тысяч этнических венгров (у многих есть венгерское гражданство), которым в украинском государстве грозит мобилизация. Венгерское правительство считает, что победить Россию без поддержки войск НАТО невозможно, и европейский истеблишмент ошибается, делая ставку на военные действия и эскалацию конфликта, а не на дипломатическое урегулирование.

Руководство Венгрии наращивает численность армии и повышает уровень оборонно-промышленного комплекса в первую очередь для укрепления экономики страны и защиты государственных границ и собственных граждан. В. Орбан уверен в том, что любые действия союзников по НАТО, выходящие за рамки самообороны, являются в корне неправильными, поэтому Венгрия должна оставаться в стороне от военных действий. Вместе с тем Будапешт следует формуле “Хочешь мира – готовься к войне”.

Несмотря на мирные инициативы правительства В. Орбана, в будущем в составе Североатлантического альянса в регионе Центральной и Восточной Европы намечается появление модернизированной армии с растущим ОПК, укрепляющей восточный фланг НАТО 9 и готовой к конфликту “нового поколения”. Дополнительную угрозу создает деятельность венгерской политической оппозиции (за исключением ультраправой партии “Наша Родина”), которая активно поощряется США, выступает за военную помощь Украине и свертывание отношений с Россией.

Список литературы   /   References

  1. Pawłuszko T. Militarization of Security Policies in Central and Eastern Europe. Politics and Security of Central and Eastern Europe. Contributions to Political Science. Zięba R., eds. Cham, Springer, 2023, pp. 177-195. DOI: 10.1007/978-3-031-16419-4_9
  2. The Military Balance 2023. London, The International Institute for Strategic Studies (IISS), Routledge, 2023. 576 p. DOI: 10.4324/9781003400226
  3. Peterson J.W., Lubecki J., eds. Defending Eastern Europe: The Defense Policies of New NATO and EU Member States. Manchester University Press, 2021. 240 p.
  4. Громыко А.А., Федоров В.П., ред. Европа между трех океанов. Москва, Институт Европы РАН, Нестор-История, 2019. 608 с. [Gromyko A.A., Fedorov V.P., ed. Europe Between Three Oceans. Moscow, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Nestor-Istoriya, 2019. 608 p. (In Russ.)]
  5. Biziewski J. Eastern Flank of EU and NATO – Challenge and Opportunity. Security and Defence in Europe. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Ramírez J.M., Biziewski J., eds. Cham, Springer, 2020, pp. 177-199. DOI: 10.1007/978-3-030-12293-5_14
  6. Четверикова А.С., отв. ред. Пределы самостоятельности Вишеградской группы в ЕС. Москва, ИМЭМО РАН, 2022. 153 c. [Chetverikova A.S., ed. The Limits of Independence of Visegrad Group in the EU. Moscow, IMEMO, 2022. 153 p. (In Russ.)]
  7. Kiss Y. Arms Industry Transformation and Integration: The Choices of East Central Europe. Stockholm, Oxford, SIPRI, Oxford University Press, 2014. 438 p.
  8. Журкин В.В., ред. Безопасность Европы. Москва, Весь Мир, 2011. 752 с. [Zhurkin V.V., ed. Security of Europe. Moscow, Ves Mir, 2011. 752 p. (In Russ.)]
  9. Townsend J.J. In Peace and War: The Military Implications of NATO Enlargement. Evaluating NATO Enlargement. Goldgeier J., Shifrinson J.R.I., eds. Cham, Palgrave Macmillan, 2023, pp. 495-530. DOI: 10.1007/978-3-031-23364-7_15

Правильная ссылка на статью:

Теремецкий К. С. Развитие вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса Венгрии: стратегия правительства В. Орбана. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2023, № 4, сс. 55-66. https://doi.org/10.20542/afij-2023-4-55-66

© ИМЭМО РАН 2024